orangefrog.ru

20 игр с буквами и словами - Часть 1 (на бумаге)

На одну букву. Для этой игры каждый участник рисует себе таблицу с колонками: “город”, “страна”, “растение”, “животное”, “имя” и так далее, категории могут быть любыми. После этого выбирают букву и засекают время (для младших школьников - около пяти минут). Задача участников - вспомнить и записать слова на эту букву в каждую из колонок.

Наборщик. Для начала игры нужно выбрать какое-нибудь длинное слово. Из его букв за отведенное время участники пытаются придумать как можно больше других слов. Если разрешить взрослым придумывать слова не менее чем из 4-5 букв, а детям - любые, можно уравнять шансы младших участников на победу.

Квадраты. Играют на листе в клетку. Каждый участник чертит себе четыре квадрата возрастающего размера. Меньший - 3 на 3 клетки, больший - 6 на 6 клеток. Далее выбирают букву и записывают ее по диагонали каждого квадрата. Дальше за отведенное время участники пытаются заполнить квадраты словами.

Балда. На листе бумаге пишется любая буква. Участники в свой ход добавляют до или после новую букву, каждый раз имея в виду какое-то слово, содержащее написанное сочетание букв. Проигрывает тот участник, который не смог придумать слова или тот, на чьем ходу сочетание букв стало существующим словом. Например: К - АК (участник 1 задумал слово пАКет) - АКА (участник 2 задумал слово нАКАз) - РАКА (участник 1 задумал слово дРАКА), но он проигрывает, поскольку слово РАКА тоже существует.

Эрудит в квадрате. Удивительно, но именно эта игра в википедии называется “балда”. Впрочем, правила предыдущей игры там тоже есть.

Виселица. Думаю правила этой игры объяснять не нужно. Удивительно, что сын ей заинтересовался еще тогда, когда почти не умел читать. Только привычная с детства виселица во взрослом возрасте мне стала вдруг неприятна. Так что сначала сажали человечка в тюрьму, а потом стали использовать другие картинки.

Анаграммы. Детей смешат выдуманные непонятные слова и радуют их превращения во что-то знакомое. Начинать нужно с коротких слов на заданную тему и обязательно меняться ролями, чтобы дети не только отгадывали, но и составляли свои анаграммы.

Дублеты. В этой игре одно слово нужно превратить в другое, в каждый ход изменяя одну букву, чтобы результат оставался осмысленным словом. Вот пример превращения ночи в день: ночь - ноль - соль - сель - сень - день. Пока ребенку трудно самому справиться с дублетами, ищите варианты вместе или предлагайте ему придумывать загадки (пары слов, которые нужно превратить одно в другое) для вас.

Расческа. Нужно выбрать слово, для начала - короткое. За заданное время участники придумывают слова на каждую из его букв. Чтобы усложнить задание, можно ограничиться одной темой. Например, слово ПТИЦА: Перепелка, Трясогузка, Иволга, Цапля, Аист.

Быки и коровы. Сейчас распространены варианты это игры с цифрами и цветами (есть даже настольные игры Цветовой код или MasterMind). Но со словами играть намного интереснее, хотя сложнее. Ведущий загадывает секретное слово (важно, чтобы в нем не было повторяющихся букв). Другой участник предлагает свои слова (существующие) и про каждое ведущий сообщает, сколько в нем “быков” (букв, совпадающих с буквами загаданного слова и стоящих на том же месте) и “коров” (букв, совпадающих с буквами загаданного слова и стоящих на других местах). По этим данным нужно постараться за минимальное число ходов отгадать секретное слово.

Продолжение следует …