orangefrog.ru

День гостя: Читаем детям и читаем с детьми

Здравствуйте! Меня зовут Евгения Шафферт, я мама пятилетнего сына. Последние несколько лет я работаю в качестве интернет-обозревателя детской литературы.

По профессии я – историк, а книги, в том числе книги, написанные для детей, моя давняя любовь. Когда родился сын, я снова окунулась в этот интересный мир, и даже сделала это своей профессией. Теперь я занимаюсь составлением индивидуальных библиографических списков для детей разных возрастов и интересов, а также пишу рецензии, отзывы и обзоры детских книг для разных Интернет-проектов, ссылки на большинство своих материалов я обычно размещаю в Живом Журнале под тегами «детские книги», «читали с сыном».

Другая интересная область приложения моих знаний и усилий – работа в совете экспертов детской литературной премии Книгуру, задача которой найти самые лучшие произведения современных авторов, написанные для подростков. На сайте премии выложены тексты произведений, которые вошли в шорт-лист, и любой подросток может стать членом жюри, прочитать и оценить эти тексты.

В сегодняшнем материале я сформулирую для себя и для читателей главные принципы детского чтения. Под детским чтением я подразумеваю не только самостоятельное чтение ребёнка, но и тот период, когда мама читает детям вслух. Это время, пожалуй, ещё важнее, ведь именно тогда формируется будущий читатель.

Я не могу сказать, что это «10 правильных принципов детского чтения», потому что понимание того, что правильно, может серьёзно отличаться. Но именно этих принципов я придерживаюсь в своей семье и при составлении рекомендаций и отзывов по детской литературе.

Нет таких книг, которые нужно читать обязательно. Даже если книги включены в школьную программу, всё равно не нужно читать их обязательно. И нельзя упрекать за непрочитанную книгу. Можно только хвалить за прочитанную!

Но есть масса книг, которые совершенно не стоит читать, потому что написаны они пусто, бездарно, бесталанно.

Меня часто спрашивают: как приучить ребёнка к чтению? Я уверена в том, что нет какого-то волшебного, подходящего для всех детей рецепта. Могу только сказать, что все до одной статьи о детском чтении советуют читать ребёнку вслух. Даже если ему уже 12 или 13 лет, даже если вы этого никогда не делали, и у вас нет на это времени, всё равно – берите интересную, увлекательную, написанную хорошим языком книжку и читайте вслух. Я думаю, что это – очень хороший совет. Даже если ребёнок не станет увлечённым читателем, то всё равно вы оба узнаете интересное, насладитесь увлекательным и запомните важное. И это будет приятное воспоминание, общее для вас двоих.

Ребёнок, который рано научился читать и ребёнок, который любит книги и разбирается в них, – это не всегда один и тот же ребёнок. Научившийся читать в два года, не обязательно будет делать это чаще и качественней, чем тот, кто освоил чтение перед школой. Воспитание читателя предполагает не только овладение навыком чтения, но и множество других важных вещей: умение слушать, воображать, фантазировать, рассматривать. Чтобы стать человеком с хорошим литературным вкусом и развитым чутьём к хорошим книгам, не нужно учиться читать раньше, чем ходить.

Возрастная адресация книги – это очень важно. Ребёнок в два года и ребёнок в пять лет отличаются друг от друга, читать малышу книжку для старшего дошкольника – всё равно, что сажать его на двухколёсный велосипед старшего брата или одевать в одежду не по размеру. Для трёхлетнего ребёнка Карлсон – это просто весёлый человечек, который развлекает мальчика. А вот для семилетнего – это воображаемый друг, спасение от одиночества и множество сложных нравственных вопросов о том, что можно и что нельзя. Не лишайте его возможности задаться этими вопросами, не знакомьте со сложными персонажами слишком рано! В выборе подходящих по возрасту книг поможет рекомендательная библиография и знание внутреннего мира собственного ребёнка. Я пользуюсь следующим тестом: (1) Ребёнок может пересказать содержание книги (или ответить на вопросы по этому содержанию), (2) Он понимает героев книги: определяет для себя, кто хороший, а кто плохой, может рассказать о качествах и особенностях героев, (3) Ребёнок может объяснить сам или задать мне вопрос, почему герой поступил так, а не иначе, попытается понять мотивацию поступков. Если тест пройден – я удачно выбрала книгу, подходящую сыну по возрасту и уровню развития.

Но есть книги «с двойной адресацией» и даже книги, в которых трёхлетний, восьмилетний и взрослый читатель находят что-то важное и понятное для себя. Такие книги нужно перечитывать раз в несколько лет. Это хороший повод снова прожить жизнь любимых героев и для ребёнка это способ увидеть то, что он не увидел, когда был немного младше. В качестве одного из самых ярких примеров такой «многовозрастной» книги могу назвать «Винни-Пух и все-все-все» А.А.Милна в переводе Б.Заходера.

Не стоит зацикливаться на форме. Кто-то говорит о том, что детская книга должна быть разноцветной, на мелованной бумаге, с буквой «ё». кто-то возражает, зачем, мол, захламлять дом бумагой, давайте сбережём дерево и будем читать только электронные книги… Сейчас сама форма книги переживает переходный этап, и у нас есть шанс иметь дело с книгой в самых разных её формах – бумажной, электронной, распечатанной с принтера, отпечатанной для нас в единственном экземпляре «по требованию»… Это прекрасное разнообразие, пользуйтесь им! Ходите в книжный магазин, в библиотеку за книгами на бумаге, читайте необычные интерактивные книги с iPad, читайте электронные книги. Это не деградация читательской культуры, а её эволюция и расширение!

Часто в качестве дополнительной рекомендации книге можно услышать аргумент: «Ребёнку нравится». Особый аргумент. Он хорош лишь в том случае, если не является единственным и определяющим для приобретения и чтения книги. Ребёнку ведь зачастую нравится вредное, безвкусное, откровенно примитивное, вроде газированного напитка и посыпанных бульонным кубиком сухариков в шуршащем пакетике. С другой стороны, это обязательный аргумент при выборе книги, по меньшей мере странно «запихивать» в ребёнка ту книжку, которая ему не нравится.

Всё-таки прежде чем записывать книги в своём личном рейтинге в категорию «вредное, безвкусное, откровенно примитивное», стоит хорошо подумать. Не стоит отказываться от целого жанра или всех книги определенной тематики. Например, зачастую в этой категории у родителей оказываются комиксы, развлекательная литература, манга, серийное фэнтези, все книги современных писателей, «всё это старьё»… На самом деле нет плохих жанров, просто в каждом возможном жанре и в каждой теме есть свои шедевры и свои провалы, провалов, что очевидно, больше.

Библиотерапия – это тот вид терапии, который любая мама может использовать в домашних условиях для решения важных поведенческих проблем – агрессии, неумения общаться и играть, отсутствия фантазии, вялой инициативы при выборе занятий. Выбирайте близкую вам тематику, подходящих героев, и они вам обязательно помогут. Хорошая детская книга может стать частью вашей общей жизни. Герои будут казаться старыми знакомыми, превратятся в героев домашних сказок и игр, научат вас новым словам, привнесут в домашний язык устойчивые выражения.

В заключение я приведу небольшой список книг, которые стали для нас сыном «самыми главными» и особенно любимыми. Герои этих книг – почти что члены нашей семьи, они участвуют в играх, диалогах, помогают решать повседневные проблемы и отвечать на важные вопросы, а ещё они всегда улучшают настроение, если оно вдруг почему-то испортилось.

Даль Роальд БДВ, или большой добрый великан. – М.: Росмэн-Пресс, 2005. Смешная, добрая и интересная история о том, как подружились девочка Софи и Большой Добрый Великан. Также из истории можно узнать, откуда к детям приходят прекрасные сны, и как английская королева помогла одолеть страшных людоедов. Помимо прочих достоинств, книга написана и переведена прекрасным языком!

Носов Николай Приключения Незнайки и его друзей. Это книга моего детства, любовь к которой я постаралась передать и сыну. Мы уже пять раз перечитали с ним историю Незнайки, обсудили все смешные моменты, все грустные моменты. Сыну очень важно было понять, хороший Незнайка или плохой? Ведь вроде бы он и врёт, и хвастает, и совершает разные проделки, но при этом вызывает симпатию и сочувствие. Я в детстве была уверена, что Незнайка – хороший, что это просто такой ребёнок с особенным поведением, который не может делать всё правильно, но в конце концов он принимает правильные решения и находит выход из ситуации. Я не привожу здесь ссылки на конкретное издание просто потому, что изданий этой книги – множество, и можно выбрать любую с хорошими иллюстрациями по вкусу.

Сильверстайн Шел Лафкадио, или Лев, который отстреливался. – М.: Розовый жираф, 2010. История о льве, который искал своё место в жизни. Сначала он научился делать то, что ни одному льву не удавалось, потом ушёл в мир людей и почти очеловечился, а после этого понял, что потерял самого себя, когда начал жить, как человек. Теперь ему нужно было понять, кто же он и чем ему заниматься дальше. Лафкадио оставил привычную ему жизнь и отправился странствовать, искать себя. История рассказана с юмором и сопровождается авторскими рисунками.

Хук Джеймс. Ну где же дракон? - .М.: Лабиринт, 2008. Это единственная книжка-картинка, которую я включила в список. Читаем мы её регулярно, начиная с 2,5 лет. Даже сейчас, когда сыну уже 5,5, я не могу сказать, что книга ему не интересна или что он из неё вырос. Нет, до сих пор не вырос, так же ищет на каждой странице драконов, пересчитывает их. Сейчас его интересует не только игра художника, спрятавшего по всей книге множество драконов, но и игра автора и главного героя дедушки – а сам-то дедушка верит в дракона, или он только подзадоривает внука, будит его воображение? Что существует на самом деле: то, во что мы сами верим или только «материальный мир»?

Шмидт Анни Саша и Маша. – М.: Захаров, 2005-2011. Это пять сборников рассказов о жизни и играх двух друзей – мальчика Саши и девочки Маши. Они ходят по разным делам, помогают маме и папе, празднуют праздники, играют в разные игры, едят мороженое… В общем, настоящее краткое пособие по детской дружбе и общению. До трёх лет мой сын отказывался подходить к другим детям, детские площадки были ему страшнее зубного врача. В 2 г. 11 мес. Мы начали читать понемногу книжки про Сашу и Машу, и через полгода у сына появились первые приятели в соседних песочницах, пропал страх перед общением, появилось желание знакомиться и играть в сюжетно-ролевые игры. Я наблюдала библиотерапию в действии – мы читали новую порцию рассказов, а на следующий день сын играл и разговаривал, как те дети из книги.

Конечно, кроме этих, есть много других любимых и неоднократно перечитываемых книг. Я не назвала ни Карлсона, ни Волшебника Изумрудного города, ни книги о большой семье, написанной Анне-Катрин Вестли, – просто мы их ещё не читали вместе, только я сама в детстве. И я рада, что это удовольствие у нас обоих впереди!

В заключение хочется порекомендовать родителям, заинтересованным в детском и семейном чтении, ознакомиться с эссе Даниеля Пеннака «Как роман», этот текст полностью посвящён вопросам «почему они не читают?» и «что сделать, чтобы они читали?».