orangefrog.ru

День гостя: Жизнь с точки зрения физики

Здравствуйте, меня зовут Мария Юнак. Примерно 2 года назад, когда мой сыночек Сеня только родился, я завела блого-домик Дорасти до ребенка. В нем я собирала свои размышления, философствования, занятия с малышом, наши игры. Я и сейчас туда многие свои мысли записываю. Такой своеобразный дневничок. Все это время я искала свое направление, свою нишу в Интернете, что-то специфически мое не только как мамы, но и как личности. Кажется, нашла. И теперь у меня появился еще один сайт, еще один проект под названием Креативная физика для детей и их родителей.

Такая неожиданная ниша появилась в моей жизни не случайно. Я ведь физик по образованию. Окончила физмат с красным дипломом, почти закончила аспирантуру…. А потом несколько лет от физики открещивалась, утверждая, что это совсем не мое, не то, не нужно больше. Так сказать, разочаровалась в профессии.

А вот теперь вернулась к ней, и как будто сама к себе вернулась. Как я могла от физики отказываться? Я совсем забыла, что настоящая физика – это что-то другое. Меня мучило то, что все изучение науки свелось к сплошной теории, задачам, графикам, цифрам, никак не связанным с жизнью. А ведь физика – это и есть наука о жизни.

Рассыпался в ночном небе фейерверк на тысячи разноцветных огней – физика, вкусно запахло булочками через открытое окно – физика. Построили из конструктора башню, а потом одним ловким движением разрушили ее – снова она.

Прикладная, жизненная физика очень интересна. Ведь с ее помощью можно ответить на тысячи «почему» ребенка, да и самим разобраться в окружающем мире. Все вокруг нас – это физика!

Под таким девизом я и открыла сайт, посвященный опытам дома с детьми, наблюдениям за явлениями природы, научным сказкам. Вот примерная система наших игровых занятий:

  1. Наблюдения за явлениями природы. Ребенок открывает для себя мир, и все в нем для него ново, все интересно. Снег идет, а на ладошке тает. Птички летят, листья падают, вода в реке замерзла. Да мало ли всего вокруг происходит.

  2. Вопросы ребенка из серии «почему?», «что?» и «как?». Тут я даже не успеваю за Сеней. Так у него быстро новые идеи и вопросы рождаются. Что такое пар и дым? Почему поезд дергается? (Это про то, почему он от станции рывком трогается) Все это требует ответа. И ответа не школьного заученного, так не интересно, а веселого, игрового, сказочного.

  3. Сочинение физической сказки. Чтобы понятнее ответить на вопрос сына, я сочиняю сказку о физическом явлении. Думаете, по физике нельзя написать сказку? Отнюдь. Очень даже можно. А для детей это самый подходящий вид знакомства с предметом.

Вот, например моя сказка о сцеплении воды. Такие сложные понятия, как сила поверхностного натяжения и сила сцепления жидкости, объясняются очень просто, в игре, в сказке. Никаких формул, определений и всего того, чего так пугаются все школьники при слове – ФИЗИКА! Я и сама их когда-то недолюбливала. А теперь, тем, кто прочтет сказку, наверняка запомнятся физические понятия. Они оживут в образах маленького мальчика и отважных молекул воды. Кстати, и понятие «молекула» запомнится.

  1. Проведение эксперимента. Очень хорошо совместить с предыдущим пунктом. Сначала сочинили и рассказали сказку, а потом еще и на опыте убедились, что все так и происходит. Но иногда получается только что-то одно.

В качестве примера, расскажу о нашем с Сеней знакомстве с «рычагом». Для трех лет, конечно, рановато, но он сам задал вопрос: «Мама, а что такое рычаг?». Пришлось отвечать. И откуда, только он это слово взял? Верно, мама где-то его произнесла, а сынок запомнил. Я сочинила для него сказку про то, как зайцы медведя из болота вытащили. И не просто сочинила. Мы сделали с Сеней из нее целое представление. Декорации нарисовали вместе, а героев из фетра я вырезала сама. После сказки мы еще сами дома тяжелые для ребенка вещи приподнимали с помощью рычага. Убедились, что все правильно. Рычаг работает. С его помощью можно большой вес сдвинуть маленькой силой.

Теперь мой трехлетний малыш сам говорит мне о рычаге, о точке опоры, о плече силы. И хотя, конечно, всего он не понимает, но что-то в голове отложится, а потом с возрастом всплывет. Надо бы еще продолжение сказки сочинить о том, что рычаг может быть не только полезным, но и опасным. Тут про дверные скобы и ножницы рассказать.

  1. Научная игрушка. Можно сделать самодельную игрушку на основе какого-нибудь простого физического явления. Например, я сделала для Сени кувыркающегося Деда Мороза, по типу крутых бобов. Основано там все на законе инерции плюс движение по наклонной плоскости. Сеня был просто в восторге и все повторял: «Живой! Живой!» и скатывал его с горки. В ходе игры ребенок постарше обязательно спросит: «А почему Дед Мороз кувыркается, а мишка (или кукла) нет?». И тут можно будет рассказать про тяжелый шарик внутри игрушки, про силы и т.д.

  2. Жизненная аналогия. Только недавно я поняла, что и социальные, и даже психологические процессы подчиняются все тем же физическим законам, Закон сохранения энергии, сохранение инерции справедливы и в жизни. Они всеобщие! А слово «инерция» вообще переводится с латыни, как «лень». Так что закон Ньютона о стремлении тела препятствовать изменению своей скорости – всего лишь закон ленивца, не желающего что-то менять, это и малыши поймут.

Это только набросок системы, а так, в наших занятиях и играх чистая импровизация. Спросил – придумала – рассказала, или, если инициатива моя, то придумала – показала – поиграли – рассказала. И все сразу, на месте.

Не так давно я еще увлеклась папье-маше и самодельными настольными играми, вот и думаю все это с физикой совместить. Представляете, настольная игра по физике? Но это в области мечты.

А пока уже есть небольшая написанная мной электронная книга «Сказки по физике», ее можно скачать у меня в блоге «Креативная физика для детей и их родителей».

Спасибо за внимание.