orangefrog.ru

Домашняя лаборатория мер и весов

Как сделать, чтобы единицы длины, массы, времени перестали быть для ребенка бессмысленными словами и отвлеченной абстракцией?

Чаще устраивайте домашние викторины. Например, покажите кусок сыра и пусть каждый участник скажет, сколько в нем грамм. Потом взвесьте сыр и путь тот, кто назвал самое близкое число, получит символический приз. Точно так же можно соревноваться в определении длины пояса халата или продолжительности любимой песни.

Младшему школьнику предлагайте задания расставить пропущенные единицы измерения: “высота стула - 50 - метров? дециметров? сантиметров? километров?”, “вес бегемота 3 - килограмма? центнера? тонны?”.

Расскажите ребенку про международную систему единиц и про единицы измерения, специфичные для разных стран. Предложите придумать свою единицу длины (изготовить эталон) и ей пользоваться, измеряя разные вещи в доме. Если у вас есть рычажные весы, можно сделать и свой эталон массы.

Позволяйте ребенку играть с электронными весами. Пусть взвешивает мелкие игрушки, сыпучие и жидкие вещества. Или составляет по рецепту зелья с точно отмеренным количеством ингредиентов (отличное задание для детских праздников).

На улице научите детей играть в “Штандр”. Водящий выкрикивает имя одного из игроков, подкидывает мяч и убегает. Названный игрок должен поймать мяч и крикнуть “стоп”. После этого водящий останавливается, а игрок, поймавший мяч, предполагает, сколько шагов от него до водящего (придумывали еще шаги разного вида - гигантские, лилипутские, верблюжьи, лягушачьи). После этого игрок проходит названное число шагов в сторону водящего по прямой и с этого места пытается попасть мячом в водящего. Чем точнее оценил расстояние - тем больше шансов осалить водящего и стать новым водящим.

Спросите ребенка, сколько раз за минуту он успеет добежать до кухни и обратно? Сколько игрушек сможет убрать на место? Проверьте гипотезу, а в следующий раз возьмите другой временной интервал. Можно поступить и наоборот - спросите ребенка, какое дело он успеет сделать за 5 секунд.

Если вы часто ходите одной и той же дорогой, измерьте ее длину шагами, определите, где будет половина, где треть пути.

Предложите ребенку запомнить длину его ладони, локтя, шага. Используйте это, когда нужно что-то измерить или прикинуть, размеры вещи, описанной в книге.

Заведите книгу рекордов и раз в несколько месяцев замеряйте и записывайте туда, на какое расстояние ребенок прыгает и за какое время пробегает определенную дистанцию.

Конструируйте различные измерительные приборы - всевозможные виды часов, весов, можно расчертить линейку или сделать самодельную рулетку. А может быть вы и собственный прибор изобретете?

Сталкиваясь с величинами в книгах, обязательно или показывайте, сколько это, или приводите примеры знакомых ребенку объектов похожего размера или веса (“Примерно с наш дом”). Цифры годов тоже связывайте с известными ребенку событиями (“Это когда твоя бабушка была совсем маленькая”).

Если же вы устали читать абстрактные цифры в энциклопедиях, возьмите мел и рулетку и идите на улицу рисовать на асфальте всех этих динозавров в натуральную величину.