orangefrog.ru

Кто/что воспитывает наших детей?

Прежде всего мы, родители. Но не столько в тот момент, когда ходим за ребенком с нотациями, а когда заняты своими делами, общаемся с другими людьми, не можем оторваться от хорошей книги или с остервенением натираем плиту.

Второй урок Соловейчика”.

Прохожие. Меня крайне занимает феномен, когда случайные слова посторонних людей (хотя иногда везет знакомым и даже родителям) навсегда впечатываются в память ребенка и начинают действовать.

Преподаватели, друзья семьи и прочие взрослые. Я на себе это не раз испытывала - чужим детям, с которыми не связан столькими переживаниями и эмоциями, как со своими собственным ребенком, намного проще что-то объяснить, добиться нужной реакции. И я рада, когда с моим ребенком взаимодействуют другие люди. Хочется только, чтобы они были умными и адекватными.

Детский коллектив. Конечно, и отдельные друзья могут оказывать свое влияние. Как раз хорошо давать ребенку свободу общаться с разными детьми и самому делать выводы. Но с семейными установками, вашими идеалами и ценностями может соперничать только устойчивая группа детей, в которой ребенку регулярно приходится бывать.

Любимые герои книг и мультфильмов. Причем “любимые” вовсе на означает “главные” или “положительные”.

Естественные последствия. Собственные ошибки - отличные учителя и воспитатели, и стоит позволять ребенку с ними разбираться, когда это возможно и безопасно.

История семьи. Мы можем принимать своих родителей или спорить с ними, но все равно мы будем из поколения в поколение передавать шаблоны поведения и родительские установки.

Общество. Можно сколько угодно говорить, что влияние семьи на ребенка важнее всего остального. Но если эта семья сама часть общества, если она подчиняется его правилам, ребенку никуда не деться. Пока нет собственного необитаемого острова, “выйти” из общества не получится. Но у нас всегда есть выбор, сидеть и ждать, пока по телевизору скажут что-то хорошее, или активно менять то, что не нравится.

Свободное время, позволяющее остановиться и задуматься о жизни. Возможность быть наедине с самим собой, размышлять, фантазировать, вспоминать.