orangefrog.ru

Литературные помощники: Не плачь, не плачь

Я когда-то писала статью Помощники на книжной полке и теперь решила еще раз подробнее поговорить на эту тему. Видимо будет цикл статей, а начну я с разговоров о сказках и стихах-утешалочках.

Только сначала хочу напомнить, что книги конечно помогают и в обучении, и в воспитании детей. Но прежде всего - они друзья, не нужно превращать чтение в дидактический процесс или назидательную проповедь.

Очень люблю стихотворение Ирины Пивоваровой:

Если
Если в нашей кyхне
Долго-долго плакать,
Станyт в нашей кyхне
Громко жабы квакать,
Зацветyт кyвшинки,
Вырастет осока,
И придется в кyхню
Строить мост высокий.
Приходите по мостy,
Гости дорогие!
Приносите нам платки -
Чистые, сyхие!

Оно взывает и к чувствую юмора ребенка, и развивает его фантазию. При этом, как мне кажется, демонстрирует пример принятия ребенка, его право на слезы.

Еще одно стихотворение Эммы Мошковской отвлекает плаксу ярким образом. Тут можно и поговорить - получится ли забрать и увезти капризы, захотят ли волки их есть:

Капризы
Все капризы у Оксанки Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле елки…
Пусть едят их злые волки

Как маме мальчика, мне интересно было стихотворение Овсея Дриза. От прохожих нет-нет да услышишь укоризненное: “будущий мужчина, а плачет” и отмахнуться не получается, нужно обсуждать смысл этих вредоносных слов с ребенком. Так что читаем стихотворение и решаем, какой повод подходящий (если честно - выходит, что практически любой):

Мы мужчины
Пусть плачут сосульки,
И ржавые ведра,
И мокрые шляпы -
Кап. Кап.
Но мы ведь мужчины -
Реветь без причины
Нельзя нам по чину Никак.

Есть замечательная сказка Владимира Воробьва Капризка вождь Ничевоков. Она и родителям помогает научиться отделать поведение ребенка от него самого, и детям объясняет часто неподвластное, непонятное им самим состояние. Ведь иногда спрашиваешь ребенка, что с ним такое было, отчего вдруг кричал и топал ногами - а он и сам не знает. А после прочтения книги сразу понятно - где-то Капризка побывал и свою заколдованную букву оставил. Разобравшись, ребенок нередко вместо истерики сразу начинает этот заколдованный знак искать. И как будто про Капризку стихотворение Генриха Сапгира:

Хнык
– Хнык, хнык, Хнык, хнык,
Как он в комнату проник?
Карлик вредный и плаксивый,
Уходи отсюда живо!
Миша плакать не привык.
Уходи отсюда, Хнык!

Когда я собирала утешительные стихотворения, мне прежде всего пришли в голову строчки Агнии Барто из стихотворения Девочка-ревушка:

Что за вой?
Что за рев?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка —
Это Ганя-ревушка

Не уверена, что такое стихотворение может помочь плачущему ребенку (я бы обиделась), но вот в качестве темы для беседы о слезах и капризах со спокойным ребенком его использовать можно, есть над чем посмеяться.

Ребенка постарше увлекают (и отвлекают тоже) всякие абсурдные вещи. А если задумаешься над чем-то, то уже не до плача. Но, к сожалению, про слезы ничего подходящего не получилось найти. Разве что стихотворение Корнея Чуковского:

Федотка
Бедный Федотка – сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого, Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой.

А еще на близкую тему очень нравится народный заговор, который использует в книге Татьяны Александровой домовенок Кузька:
“Лихорадушка с лихоманушкой приходите ко мне не сегодня, не завтра, а вчера.”

При некоторой фантазии это “приходите вчера” можно и в других случаях использовать, лишь бы ребенок твердо понимал порядок следования дней.

В остальном народный фольклор вызывает некоторое сомнение. Слишком изменилось положение ребенка в обществе, отношение к детству за последние пару веков, чтобы полагаться на народную мудрость. Хотя что-то и само вспоминается:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хнычь, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Кокли-мокли
Глазоньки промокли
Кто будет плакать
Лягушкой будет квакать
У кисы боли,
У собачки боли
А у Вани заживи

Но в последнем я бы спросила у ребенка - не жалко ли кошку и собачку? Жалко. А кого не жалко? Вот и повод перейти от слез к умному разговору.

А еще есть дразнилки. Для кого-то - ужасно обидно. А кто-то смеется над нелепыми словами:
“Плакса вакса гуталин на носу зеленый блин”.

Но тут нужно знать своего ребенка, прежде чем экспериментировать.

И еще один повод для обсуждений - сказка Софьи Прокофьевой Когда можно плакать. Читать ее следует спокойному ребенку. Но с надеждой, что последующие аллюзии, кому детский плач мешает, не останутся незамеченными. Хотя чаще всего плач мешает родителям. И тут уж лучше разобраться с самим собой, чем лишний раз приставать к ребенку.