orangefrog.ru

Мета-темы для детских праздников

Невозможно охватить все разнообразие тем, подходящих для детских праздников. Бесконечно число вариантов сюжетов по книгам и фильмам, о перемещениях во времени и пространстве, проживании разных событий и всевозможной деятельности. Однако, читая или сочиняя сценарии, начинаешь замечать в них общие элементы, структуры. Пока мне удалось найти семь таких мета-тем:

Школа. С ней и придумывать праздник просто - нужно лишь наполнить структуру заданиями-уроками, и проводить несложно - идея сменяющихся занятий знакома детям любого возраста. При этом школа может присутствовать в самом празднике - так в “Школу магии” или в “Школу ниндзя Кога-рю"дети сознательно приходят учиться. Но при желании школьной терминологии можно избежать, назвав уроки испытаниями, миссиями, тренировками. Цель обучения бывает разной. Младшим детям достаточно участвовать в уроках, иногда и просто присутствовать на них. А вот в празднике “Школа детективов” выполнение заданий - испытание, которое нужно пройти, если хочешь открыть собственное агентство. В сценарии “Спецагенты” еще более явная нацеленность на результат - чтобы продвинуться дальше, нужно успешно справиться хотя бы с частью уроков. Совсем по-другому используется эта структура в празднике “Волшебный остров” - здесь не уроки проверяют детей, а дети знакомятся с разновидностями волшебства и выбирают свое предназначение. Идея школы подходит для детей с 4-5 лет и до подросткового возраста. Но даже для младших детей желательно (а для старших так просто обязательно) дополнять структуру финалом, где дети или что-то находят, кого-то побеждают, пользуясь полученными в школе знаниями. Или переходят после обучения на новый уровень и праздник продолжается уже в другом формате. Не стоит заканчивать обучение и праздник простым вручением свидетельств об окончании школы.

Путешествие. Тоже простой сценарий, открытый для модификаций и позволяющий контролировать длительность праздника (какие-то станции всегда можно проследовать без остановок). Путешествовать можно на любом транспорте или пешком. Важным элементом тут является карта маршрута, по которой дети смотрят, куда двигаться. Карта может быть как точной копией плана местности, так и просто линией с отмеченными (словами или пиктограммами) остановками. Именно эти остановки и порядок их следования друг за другом, то, что дети по маршруту предвидят, что будет дальше, а не просто идут за ведущим, держат праздник. Своей удачной находкой для таких сценариев считаю веревочный транспорт, позволяющий детям двигаться и не разбегаться. Веревочное кольцо, внутрь которого забираются дети, превращается в звездолет, самолет, корабль; для поезда лучше использовать длинную веревочку, чтобы дети, держась за нее, шли друг за другом. Такие путешествия лучше подходят для улицы и больших помещений. Дома вполне можно путешествовать не вставая с дивана (нужно только предварительно решить, каким транспортом будет этот диван) или построить машину из картона, легкой мебели. Но карта маршрута актуальна и в этом случае. Сценарии-путешествия подходят для самых маленьких детей, но цель путешествия для них должна быть простой и понятной - так в сценарии “Чунга-чанга” дети просто едут на праздник попугаев. Для детей постарше смыслом поездки может быть помощь кому-то, например, в празднике “Путешествие на поезде” дети везут важный груз. Если в первой части праздника детей занесло неведомо куда, целью путешествия логично сделать возвращение домой.

Мир. Если вы любите выдумывать волшебные страны, населенные необычными существами, этот способ самый лучший. В нем тоже важно вручить детям карту мира. Но она отличается от маршрута путешествия, здесь задача карты - показать, что есть в этом мире - города и реки, чащи и болота, домики и замки. Лучше всего, если сценарий позволяет свободно обходить жителей мира, с каждым из которых связано какое-то задание. Страна не обязательно должна быть волшебной, так в празднике “Динозавры!” дети знакомятся с миром динозавров. Дети могут что-то искать-собирать (например в сценарии “Дверь в волшебную страну” они ищут кусочки названия этой страны, без которых из нее не выбраться), могут помогать герою, призвавшему их в этот мир. В познавательном сценарии можно отправиться в какой-то условно-реальный мир (например, в Древний Египет или в организм человека) получив бланк с вопросами, ответы на которые нужно найти в ходе экспедиции. Самая сложная задача - разобраться в ситуации, в устройстве мира. В этом случае детям придется гулять по местности, посещая одни и те же домики. Вот эта возможность гулять по выдуманному миру, а после окончания сценарной части и вовсе остаться там жить - очень ценная. Еще стоит помнить, что малышам доступен только мир, состоящий из знакомых им объектов, лучше без волшебства.

Сбор ингредиентов. Это частный случай Мира или Путешествия, который я решила выделить в отдельную структуру, поскольку из нее получается множество разных сценариев. В празднике “Колдун Вьюгин” дети собирают ингредиенты зелья радости, в празднике “Снежная страна” - части часов. Но может быть и не так явно, например, в сценарии “Бременские музыканты”, “ингредиентами” оказываются петух, кот, осел и пес. Главный артефакт такого праздника уже не карта, а рецепт. Чем дети старше, тем менее очевидными должны быть для них места, где искать нужные ингредиенты. В итоге можно выстроить очень сложный, запутанный сценарий для подростков. Эти праздники подходят детям любого возраста, но наиболее актуальны именно для подросших, отказывающихся просто играть в выдуманном мире, детей.

Поиск. Это квест в празднике, череда заданий, выполнение которой приводит к кладу. Главное отличие тут не в форме (она может быть похожа на любую из предыдущих), а в обязательной нацеленности на результат. Наверное, самая избитая тут тема - поиск пиратских сокровищ. Для поиска тоже требуется карта, но карта сокровищ обычно показывает преграды, которые нужно преодолеть, все остальное не важно. Этот сценарий опасен легкой возможностью манить детей поисками клада, а не увлекать поворотами сюжета. Как-то печально, если детей более праздника интересует то, что они получат в конце. Но всегда можно придумать какую-то альтруистическую цель, не предполагающую материальных призов. Например, расследовать преступление, спасать мир. Тематический праздник с поиском можно сравнить с обычными квестами. Но в празднике все-таки более проработан мир, персонажи. В квестах даже если тема обозначена, она ограничивается краткой легендой, озвученной при постановке задачи.

Литературный сюжет. Важным отличием такой структуры является взаимодействие событий и персонажей. В Мире, да и других видах сценариев, обитатели оживают только в тот момент, когда дети их обнаруживают. Здесь же все время что-то происходит. Самому придумать такой сюжет трудно, проще использовать любимые ребенком книги, фильмы. Например, в сценарии “Таинственные происшествия в Хогвартсе” на первый взгляд детей ждет все та же учеба в магической школе. Но это не так, параллельно, скрытно от них, происходят некие события, которые нужно заметить, разобраться, пока не стало слишком поздно. В сценарии “Звездные войны: секретная миссия” двойных событий нет, но есть внешние обстоятельства, которые нарушают планы детей. С маленькими детьми можно и нужно идти по сюжету любимой сказки. С детьми постарше труднее, поскольку потребуется, сохранив дух книги, придумать новые приключения, еще незнакомые детям. Несомненный плюс литературного сюжета (конечно, если книга любимая и зачитанная до дыр, но другую и брать не стоит) в том, что не придется беспокоиться, как ввести детей в тему. Даже если где-то останется “дырка” в сценарии - дети сами додумают, что произошло.

Проживание. В простом варианте - это возможность присутствовать при развитии какого-то явления, события. Например, в сценарии “Гусеничка” малыши наблюдают за метаморфозами маленького яичка. Такой праздник скорее похож на интерактивный спектакль. В проживании перед детьми не стоит никаких целей, есть только задача быть, наблюдать, иногда - найти себе занятие или обустроить дом. Долгое время я думала, что этот тип сценариев для исключительно для малышей. Но потом появился один из самых удачных праздников для старших детей “Лес:режим выживания”, вполне подходящий под эту структуру. В сочинении такого сценария стоит исходить из деятельности (обычно нескольких видов), которая понравится детям. Отдельно стоит подумать, как и чем завершить праздник. Для ситуаций, когда на ограниченное время арендуется помещение для праздника он не подходит, проживать события лучше без спешки, может быть и не один день.

Буду рада обсудить перечисленные структуры подробнее, возможно вы замечали и какие-то другие мета-темы, которые можно добавить к этому списку. В заключение хочу еще раз объяснить, зачем все это нужно. Сценарий тематического праздника - это логичная связанная история. Одно неудачное задание никак не повлияет на праздник, а вот разваливающуюся структуру не спасет и десяток великолепных заданий. Простая и логичная структура позволяет детям в каждый момент времени понимать свое место в сказке и свою цель. Ведущий может выйти на пять минут из комнаты, вернуться и обнаружить, что дети не разбежались, а приключения продолжаются. Понятно, что с такими детьми не нужно выбиваться из сил, чтобы всех собирать и держать внимание. И еще один плюс (хотя думаю, что их еще много) - простую ясную структуру ведущему легко держать в голове, так что меньше опасности запутаться и потеряться.

Узнать подробнее об упомянутых с статье Праздниках в коробке и электронных сценариях можно здесь.