orangefrog.ru

Раннее развитие - взгляд назад

Удивительно, как много всяких идей сваливается на нас после рождения ребенка, с каким напором и страстью они овладевают нашими неокрепшими умами. Более пяти лет прошло с тех пор, как я зачитывалась книгами о раннем развитии и претворяла их идеи в жизнь. Так что самое время подводить итоги, что осталось, когда забылось все прочитанное и как это повлияло на нашу семью.

Только прошу не рассматривать мой обзор как ознакомительный с данными методиками, поскольку забылось действительно многое, а про оставшееся нет смысла говорить объективно.

Глен Доман. Его книги я прочла еще до рождения сына и они открыли какие-то невероятные горизонты родительства. Но на деле мы с этой методикой оказались несовместимы. Я прилежно сделала математические карточки (меня вдохновляла мысль, что сын будет сходу различать количество больше семи), но показывала их пару дней. Я не люблю режим и не умею за ним следить. И еще я была слишком избалована отдачей общения с ребенком, но вот показ карточек никакой особой реакции у сына не вызывал. Поэтому карточки я развесила по стенам и иногда показывала их сыну с чуть большим успехом, но без каких-либо результатов. Но в чем я до сих пор считаю Домана гениальным - это в его идеях физического развития. Я верю, что действительно до двух лет физическое и интеллектуальное развитие неразрывно связаны. У нас не было трека, но были прочие условия для ползания и сын пополз в 4 месяца. Не могу сказать, что это как-то отразилось на его будущем физическом развитии, а вот на интеллектуальном - несомненно.

Мария Монтессори. Методика мне понравилась, но пособия были слишком дороги и малодоступны. Все что можно я делала и мастерила сама. Немало идей и вдохновения для занятий с сыном я черпала в работах самой Марии Монтессори и всяких ее последователей. И формула “помоги мне это сделать самому” тоже навсегда осталась со мной. Но с самого начала я и пособия меняла, подстраивала под своего ребенка и рекомендациям следовала только там, где мне было удобно.

Лена и Борис Никитины. Мне очень нравится Лена Никитина, ее подход к детям. И, конечно, игрушки Никитиных восхищают. Квадраты я мастерила сама, что-то покупала. Не могу сказать, что сына они всегда увлекали. Но были периоды, когда он занимался с удовольствием. И благодаря Никитиным мы купили годовалому сыну спорткомплекс, правильно подвесили снаряды и с тех пор это самая важная и незаменимая вещь в детской.

Николай Зайцев. Почему-то казалось, что стоит купить эти кубики, как сын научится читать. Я и подумать не могла, что у моего сына проблемы с чтением (читать он учился долгих 3 года, другим способом и далось ему это труднее, чем многим детям). А сын очень скоро попросил убрать кубики и больше не доставать. Но вот что я запомнила навсегда из книг Зайцева - учить читать и писать ребенка нужно только на очень хороших текстах. Ради того, чтобы это узнать, стоило потратиться на кубики и больше недели ночами оклеивать их скотчем.

Масару Ибука. Кроме названия его книги (которое мне теперь категорически не нравится) ничего не осталось в памяти. Идея, что с ребенком с самого рождения можно общаться и заниматься теперь уже кажется общим местом. Но нет ничего хорошего в том, чтобы прикрываясь правильными идеями, плодить родительские комплексы, чувство вины и безысходности. Я убеждена, что заниматься ребенком никогда не поздно.

Сесиль Лупан. Не понимаю, почему говорят о ее методике, все-таки Лупан училась у Домана и следовала его идеям. Но ее книга открыла для меня много способов умного общения, дала простые и конкретные идеи занятий с ребенком. И пусть я не повторяла за Лупан, а создавала потом свои обучающие игры, но теперь кажется, что ее книга дала мне больше, чем другие.

Михаил Федотов. Читала его книгу, сайт, статьи в Интернете. Запомнились как интересные и адекватные отцовские записки. И с тех пор я считаю, что обмен опытом с другими родителями намного важнее, чем поклонение каким-то гуру.

Леонид Китаев и Михаил Трунов. Захват и несколько базовых движений динамической гимнастики мне показала подруга, но остальному я училась по “Экологии младенчества”. Мне кажется это здорово, что весь первый год и я, и муж занимались с сыном динамической гимнасткой. Это был еще один способ взаимодействия, особенно важный для мужа с сыном, которые только искали какой-то общий язык.

Тюленев. Был такой неуловимый деятель. В Интернете находилось множество материалов о воспитанных его методикой детях-гениях. Но саму методику я не нашла. Теперь уже даже не интересно.

Я читала еще какое-то количество “вторичных” авторов, пересказывающих и перерабатывающих перечисленные методики. Но за исключением Лупан и нескольких монтессори-педагогов, чьих имен не помню, мне не нравились работы популяризаторов. Гораздо интереснее было додумывать и выдумывать самой.

В заключение хочу пересказать запомнившийся фрагмент из Домана. Ребенок видит собаку и показывает маме. Мама может отмахнуться от ребенка, может сказать глупое “ав-ав”, подтвердить знания ребенка “собака” или удивить его новым “это такса”. Во всех случаях мама потратит примерно одинаковое время, но насколько разным будет качество общения для ребенка. Не важно, чьи вы книги будете читать и с какими методиками экспериментировать. Главное почувствовать эту разницу между “отстань” и “такса”.