orangefrog.ru

Ребенок не умеет проигрывать

Если ваш ребенок слишком бурно переживает проигрыш, плачет, разбрасывает карточки игры или переворачивает шахматную доску – как с этим справиться? От игр отказываться не хочется, все время поддаваться – не педагогично, но и терпеть каждый раз скандалы неприятно.

Эффективно бороться с неприятием проигрыша у дошкольника не получится. Остается ждать, пока ребенок перерастет, поймет, научится сдерживаться.

А пока обсудим как поступать, чтобы эта особенность малыша не мешала вашим совместным играм.

Не нужно акцентировать внимание на проигрыше. Если вы не скажете о нем, возможно, сам ребенок не поймет или не заметит итога игры.

Малышам вообще не стоит говорить о проигрыше. Каждый, кто дошел до финиша, выполнил задание – победитель. И не важно, что кто-то это сделал раньше, кто-то позже.

У Виктора Драгунского есть рассказ “Третье место в стиле баттерфляй”. Очень многое уместилось в этом маленьком рассказе – и способ тренера дать всем детям ощущение выигрыша. И демонстрация искренней радости и гордости ребенка, занявшего третье, призовое, место (вместе с еще семнадцатью детьми). И пример, как можно одним словом эту радость разрушить.

Научите ребенка соревноваться с самим собой. Тогда он сосредоточится на улучшении собственных результатов и ему легче будет победить. Выберите 2-3 игры, проигрыши в которых ребенка расстраивают, и ведите учет результатов. Например, подсчитывайте, сколько шашек удается “съесть” малышу в каждой партии.

Покупайте настольные игры, где приходится соревноваться не друг с другом, а играть против поля.

Отрабатывайте принятие проигрыша в быстрых играх. Только ребенок проиграл, как новая партия – и уже выигрыш. Например, научите малыша играть в “Камень-ножницы-бумага”.

Чередуйте трудное и легкое. Пусть после неудачи ребенок почувствует свою успешность в чем-то другом.

С ребенком постарше, мечтающим о выигрыше, можно обсудить, что будет с остальными игроками. Предложите ребенку выдумать способ, чтобы проигравших не было.

Назначьте приятный утешительный приз проигравшему.

Покажите правильный пример и акцентируйте внимание малыша на вашем поведении при проигрыше. Но не стоит веселиться или казаться слишком равнодушным. Лучше быть в меру грустным, чуть обижаться, но говорить нужные слова: “В другой раз повезет. Я обдумаю свои ошибки и больше их не допущу. К следующему разу я разработаю выигрышную стратегию!”

И не стоит упрекать малыша, если он расстроится из-за проигрыша. Постарайтесь понять его обиду и утешить, даже если вам это кажется нелепым. *