orangefrog.ru

Воспитание от первого лица

Наши дети постоянно слышат многократные “ты должен, тебе нужно”. В каких-то случаях они покоряются требованиям, в каких-то бунтуют, но всегда ощущают вмешательство в свои желания и покушение на свободу воли. Эта система складывалась веками и отчасти она оправдана, отчасти неизбежна. Но давайте подумаем, как можно заменить обвинительное властное “ты” на осознанное “я”.

Основной инструмент - это, конечно, “Я-сообщения”, более полувека популяризуемые психологами, причем не только детскими. Вот ссылка на хорошую статью по теме.

Вместо того, чтобы ругать ребенка, за то, что он вырезал узор на скатерти, извалялся в грязи или устроил грандиозный скандал в магазине – вспомните аналогичную историю из собственного детства. Расскажите как все было, о наказаниях и сожалениях, о выводах которые вы сделали. Стопроцентное внимание гарантированно, дети ужасно любят истории про маленьких папу и маму. Не повторяйте за людьми, позабывшими свое детство: “Я таким никогда не был”. Настоящие воспоминания вас с ребенком обязательно сблизят, помогут понять друг друга.

Если подходящего воспоминания нет, придумайте нужную историю. Не стоит фальсифицировать прошлое и рассказывать выдумки про себя. Сказка о других родителях и детях или семье зверей ребенку тоже понравится. Вот моя статья и некоторые примеры педагогических сказок.

Важно помнить самим и научить ребенка, что только мы отвечаем за свои чувства. “Каждый человек сам заставляет себя что-либо чувствовать, и никто другой не может заставить его чувствовать. Не другие люди “делают человека злым”, он сам выбирает злость в ответ на действия другого, это его собственный гнев.” (Мэри Гулдинг, Роберт Гулдинг “Психотерапия нового решения. Теория и практика”).

Отыскивайте у себя речевые шаблоны и боритесь с ними. Ярлыки и готовые решения заслоняют правду и мешают общаться. Не нужно говорить с ребенком языком своих родителей или выстраивать фразы точно по умной книжке. Ищите свои слова, свой язык.

Чаще узнавайте у ребенка его мнение, интересуйтесь желаниями. Уважайте его “Я”. И прежде чем тратить время на подробные инструкции, узнайте, может малыш и сам знает, как и что нужно делать.

Постарайтесь по возможности не быть переносчиком выговоров и нравоучений от других людей своему ребенку. Лучше всего, если ребенку делает замечание человек, которому он мешает. *