orangefrog.ru

Жить вместе

В каждой семье свой уклад и свои идеалы, которые невозможно определить как правильные или неправильные. Для нашей семьи правильно быть вместе. Вместе завтракать-обедать-ужинать, прибегать друг к другу с новыми мыслями и идеями, как только они возникли, вместе срываться в любой момент на интересное мероприятие или в маленькое путешествие по городу, делиться заботами и приходить на помощь. Нам с мужем нравится быть дома, работать дома и кажется естественным, что сейчас наш сын учится дома.

Такая жизнь - большое счастье для нас, но трудности тоже встречаются. Особенно с ребенком, поскольку супруга мы себе выбираем и смотрим, чтобы он оказался человеком, который не надоест и всегда будет интересен, а ребенок вторгается в этот мир внезапно и иногда непросто к нему приспособиться.

  1. В первые годы ребенку нужна мама постоянно и целиком. Но большую часть времени это телесная близость, которая оставляет ум свободным. И тут очень важно этот ум занимать - работой, полезным чтением, новыми знаниями. Поначалу трудно совмещать одно и другое, но со временем “умные” занятия сами становятся источником энергии. Только учеба должна быть в радость, а работа не слишком напряженной, поскольку материнские обязанности все-таки остаются на первом месте.

  2. А потом наступает день, когда ребенок начинает требовать, чтобы ты думала на его темы и говорила с ним не переставая и не отвлекаясь. Работать получится только ночами, с сознанием, что рано утром тебя разбудит призыв играть. Но можно не искать работу на стороне, а реализоваться через ребенка - придумывать игры, изобретать игрушки, что-то мастерить, разрабатывать обучающие пособия, устраивать праздники. Даже не ожидая, что потом это вырастет в какую-то деятельность (хотя редко можно предугадать наверняка, я не знала, что выйдет из моих статей и первых праздников), подобная “работа” отличный путь саморазвития и ребенку несомненно полезна.

  3. Хотя если намерение работать и учиться серьезно, рано или поздно прозвучит слово “няня”. В моей ситуации, когда хотелось побыть в одиночестве, но при этом никуда не уходить от своего дома и компьютера, показалось лучшим искать не добрую бабушку или энергичную гувернантку, а подростка, способного с увлечением строить из кубиков, зачитываться детскими книжками и стать ребенку партнером в разных играх и забавах.

  4. Со временем учишься выдумывать мелкие хитрости, позволяющие выкраивать по 5-15 минут на работу. Например, можно заранее собрать ребенку коробку с разными интересными и безопасными предметами и оставить на видном месте, пусть разбирает. Или рисовать карточки с заданиями, какие предметы найти и принести и отправлять ребенка на поиски. Учишься сажать малыша на колени и одной рукой раскладывать с ним развивающие пособия, а другой продолжать печатать текст. Учишься генерить идеи по пять штук в час, способные увлечь ребенка самостоятельной игрой. И, конечно, ночи все так же в твоем распоряжении. Но это трудное и выматывающее время.

  5. Лет с пяти, а может быть и раньше, можно предупреждать ребенка: “Мама работает” и просить не мешать и не отвлекать. Поначалу лучше отмерять это время наглядно (заводить таймер) и отводить на “работу” не более получаса, после которого обязательно уделять ребенку внимание - играть, чем-то заниматься вместе. За несколько лет этот период вырастет, ребенок научится играть самостоятельно, хотя еще долго детские вопросы и просьбы будут выдергивать тебя из сосредоточенных размышлений.

  6. Постепенно рассказываешь ребенку (и иногда он об этом помнит), как важно уважать чужое пространство, беречь чужое время, давать человеку побыть наедине с самим собой. Только все эти правила обязательно должны быть взаимными, надо помнить, что у ребенка тоже есть свое пространство и свои дела.

  7. Рано или поздно появляется возможность показать результаты своего труда, поделиться гордостью за проделанную работу, чтобы ребенок разделил эти эмоции. В некоторых случаях (тут мне повезло) ребенок может стать настоящим помощником и советчиком. И вдохновителем - когда рядом сидит человек, которому нужна твоя работа - дело спорится.

  8. Помогают два навыка. Первый - умение ловить момент и приступать к работе всегда и везде. Второй - умение быстро включаться и переключаться. Этому можно учится, можно изменить себя, нужна лишь сильная мотивация жить своей жизнью, делать что-то интересное и при этом разделять все важные события жизни своего ребенка.