orangefrog.ru

День гостя: Как себя вести с ребенком, имеющим особенности развития?

Меня зовут Мария Климова, я мама двух дочек и двух блогов. Первый, Писальня, обязан своим рождением старшей дочке; там материнские заметки и мое портфолио (журнальные статьи, главы из книги “Разговоры в песочнице, или истории из жизни мам” и просто пробы пера). Второй, Сквозь пальцы, появился благодаря тому, что у младшей необычные руки, - на многих пальчиках не хватает 1-2 фаланг. Там постепенно собирается самая разная информация (вдохновляющие истории, заметки по психологии, медицинский ликбез), которая может помочь родителям таких же детей.

Юлино приглашение стать гостем orangefrog.ru меня очень удивило и обрадовало. Я задумалась, о чем смогу написать “что-то неожиданное”, как попросила хозяйка, но в сложившемся формате блога. И остановилась на теме отношений к детям с особенностями развития. Зачастую ни родители “обычных” детей, ни родители “особых” новорожденных практически ничего не знают о том, как себя вести с теми, кого называют инвалидами. А встречи с ними становятся все более вероятны: в детских садах и школах, да и просто на улицах и детских площадках все чаще появляются дети и взрослые, чье состояние/поведение слишком заметно отличается от условных норм.

Итак, если перед вами “особый” ребенок, пожалуйста, помните, что:

“Особые” дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности.

Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него непонятна и не полезна.

Прежде всего обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, - что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

Не стоит решать за “особого” ребенка, что он способен сделать, а что нет. Пусть он учится определять это сам; в том числе, на собственных ошибках. Как и все мы.

Всем людям периодически нужна помощь. Некоторым иногда хочется ее оказать. Но не все и не всегда знают, как это лучше сделать. Поэтому спрашивайте ребенка с особенностями (конечно, если вы с ним понимаете друг друга), нужна ли ему помощь, и если да, то в чем и какая.

Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

“Особые” дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям - за очень редкими исключениями - можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии “необычного” ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Физические отличия от основной массы людей не помешают ребенку с особенностями стать здоровой личностью. Но снисходительное отношение окружающих может сделать из него личность-инвалида.

Все люди разные. Одним “медведь на ухо наступил”, у других “руки не из того места растут”, у третьих “память дырявая”, у четвертых - нестандартный набор пальцев, пятые ходят только с палочкой… - и при этом все они могут быть счастливы!