orangefrog.ru

Дверь в мир детства

Моя рецензия на книгу М.В.Осориной “Секретный мир детей в пространстве мира взрослых” специально для сайта rastem.ru Книга Марии Владимировны Осориной “Секретный мир детей в пространстве мира взрослых” написана не только для родителей, она для всех людей, потерявших связь с собственным детством. Стать самим собой, обрести целостность, можно только приняв детские страхи, отыскав смысл игр и занятий, вспомнив трудности утверждения в этом мире. С удивительной наблюдательностью и уважением к детям автор раскрывает ту часть их жизни, которая скрыта от большинства взрослых.

Но книга не только возвращает в детство, она напоминает о связи поколений, о традициях нашего народа. Напоминает, как важно их сохранить. Книга наполнена воспоминаниями многих людей о детстве и схожесть этих воспоминаний нашим собственным поражает и заставляет задуматься о том мире, откуда пришли все взрослые, о мире детства.

Что же найдут родители в книге Осориной?

Читатель будет шаг за шагом наблюдать, как вместе с ребенком растет его интимное пространство: от люльки, первых норок под одеялом и домиков из мебели до “штабов” и охраны границ собственной комнаты. Взгляд изнутри поможет понять - то, что часто приписывают детским проказам или капризам, имеет совсем иное, более сложное объяснение. Важно избавиться от высокомерия возраста и разобраться, почему дети рисуют на обоях, стараются везде побывать и всюду залезть, любят валяться по земле, ищут кружные пути, неравнодушны к мусору, опасаются брать вещи из шкафа и любое дело превращают в игру.

Книга научит сопереживать детским страхам, верить ребенку и бережно возвращать его в реальный мир.

“Одна из самых больших проблем детского фантазирования связана с неразвитостью самоосознания у ребенка. Из-за этого он часто не может различить, что является реальностью, а что - его собственными пережиганиями и фантазиями, окутавшими этот предмет, склеившимися с ним. […]

Дома ребенок может одновременно сосуществовать в двух разных реальностях - в привычном мире окружающих предметов, где распоряжаются и оберегают ребенка взрослые, и в воображаемом собственном мире, наложенном поверх обыденности. Он тоже реален для ребенка, но невидим для других людей. […]

В Этом мире ребенка защитят взрослые, в Том - они помочь не могут, так как туда не вхожи.”

Родители, переживающие из-за того, что в карманах детских курточек и штанишек не переводятся “полезные ископаемые”, а сам ребенок неравнодушен к свалкам, с удивлением узнают о пользе собирательства:

“Сломанные вещи, негодные для обычного употребления, раскрываются в многообразии своих свойств в полете творческой фантазии играющих детей, способных использовать эти предметы для самых разных нужд. Тут помойка становится полем творческих экспериментов, где в полной мере используется детское креативное, изобретательское мышление.”

Часто Осорина пишет о вещах очевидных и, тем не менее, редко принимаемых в расчет. Например, многие взрослые не понимают что привычные, отработанные до автоматизма навыки когда-то не были таковыми, не помнят, как трудно было что-то сделать в первый раз. Немало есть любителей подшутить над ребенком, позабывших, что неосмотрительное слово или игра могут быть восприняты всерьез, стать для малыша источником переживаний и настоящей трагедии.

Есть в книге и неожиданные мысли:

“… активно работающее непроизвольное внимание свидетельствует о высоком уровне бодрствования человека, если рассматривать его с точки зрения работы психики. Если же оценивать непроизвольное внимание как проявление личности, то тогда его активность выражает настрой на контакт с миром и интерес к жизни. Удивительно то, что значение и ценность хорошо функционирующего непроизвольного внимания у детей обычно непонятны родителям и педагогам. ”

Временами повествование похоже на сказку. Это и не удивительно, поскольку дети “воспринимают мир вокруг как самостоятельного партнера, который может радоваться, обижаться, помогать или мстить человеку. Соответственно, дети склонны к магическим действиям, чтобы расположить место или предмет, с которым они взаимодействуют, в свою пользу.”

Автор рассказывает эту сказку спокойно и вдумчиво. Говоря о трудностях детей она не пытается обвинить в чем-то взрослых. И лишь дважды Осорина выступает против современной реальности. В первом случае речь идет о взрослых, делающих бизнес на детской страсти к коллекционированию, что “выхолащивает важные психологические аспекты, присутствующие в детском натуральном собирательстве, и лишает его некоторых глубинных смыслов ”. Во втором – об уничтожении ледяных горок, одного “из важных мест этнокультурной социализации, где ребенок переживает то, что делает его русским.” Можно верить или не верить наблюдениям и выводам автора, но после чтения книги уже невозможно не задумываться о смысле детских слов и поступков, отмахиваться от того, что недавно казалось глупостями и пустяками, вторгаться в детскую с бесцеремонностью и тиранией сильного, не уважать ребенка и его мир.