orangefrog.ru

Игры и занятия для развития внимания

Тему предложила smittik

В старшем дошкольном возрасте развивается у детей навык произвольного внимания, то есть умения сосредотачиваться не на ярком и интересном, а на том, что нужно. И взрослые сразу пытаются это использовать и обижаются, из-за того, что ребенок тут буквы при списывании пропустил, там указания перепутал.

Произвольность - это следствие развития эмоционально-волевой сферы. И мне еще многое непонятно, поскольку воля - это когда человек говорит себе “я должен” и делает, а у нас как-то принято навязывать ребенку это “должен” извне. Но об этом я напишу в другой раз.

А пока поговорим о внимании. Оно включает множество навыков, которые можно развивать в младшем возрасте. И всегда лучше это делать через игру.

Один из таких навыков - поиск по образцу. То есть ребенок должен удерживать в памяти то, что ищет и искать подобное на картинке или в игре. У себя в ЖЖ я рассказывала о разнообразии таких игр, и показывала мастер-класс как сделать игру “I spy” самому.

Можно назначить ребенка “главным поисковиком” вещей. Тут помимо азарта сыщика, малыша будет стимулировать чувство собственной важности и нужности. И дети, даже те, что обычно отличаются рассеянностью и несобранностью, справляются с такими задачами превосходно.

С поиском нескольких вещей связан и объем внимания. Попробуйте его оценить, наблюдая сколько одновременно предметов ребенок может отыскивать. Есть еще игры вида “Кто ушел, кто пришел”. На столе раскладывают несколько предметов (начиная с двух-трех), а потом накрывают их платком и что-то убирают или подкладывают новую игрушку. Задача ребенка - рассказать об изменениях.

Еще один важный навык - умение переключать внимание. Причем делать это быстро и по собственному желанию. Мой сын с двух лет застревал на любимых делах и сердился, когда его пытались отвлечь. Поэтому этот навык мы отрабатываем на скучных занятиях. Например, когда сын наводит порядок в детской, я ему командую “Время лего (карандашей, солдатиков, машинок)” и он в течении нескольких минут выискивает среди беспорядка названые предметы и расставляет по местам.

Так же важно переключать внимание между разными каналами получения информации. Попробуйте что-то делать (приседать, подпрыгивать, хлопать в ладоши) и одновременно называть другое движение. Попросите ребенка двигаться, по очереди следуя словесным инструкциям и личному примеру ведущего.

В разговорах о концентрации внимания меня всегда поражала непоследовательность и несправедливость взрослых. Во-первых, недовольство тем, что ребенок, занимаясь своим делом, игнорирует их указания (а ведь это показатель превосходной концентрации). Во-вторых, жалобы педагогов, на то, что ребенок не слушает и отвлекается на занятиях. Ведь жаловаться тут нужно скорее ребенку, что взрослый не может увлечь его и удержать внимание. О приемах удерживать внимание я писала здесь. А для тренировки попробуйте игру “Птичка в клетке”. На листе нарисован квадрат 3 на 3 клетки, а в центре птичка. Ведущий говорит: “вверх-вниз-вправо-влево”, дети мысленно перемещают птичку и хлопают в ладоши, если она вылетела за границы квадрата.

Мы привыкли ценить именно произвольное внимание, поэтому вот этот фрагмент из книги М.В. Осориной стал для меня открытием и откровением. Теперь кажется, что очень важно не испортить, не потерять способность ребенка все видеть и подмечать.

Прежде, чем обвинять ребенка в невнимательности, задумайтесь - нужно ли ему это слушать или делать? Часто мы что-то требуем от детей, не заботясь о близкой и понятной им мотивации.

Отдельный навык - внимание к людям. Многие дети не замечают других людей и не задумываются об их чувствах, интересах, потребностях. И, возможно, привлечение внимания к внешнему виду, способно пробудить более глубокий интерес к человеку. В компании детей попробуйте игру “Человек за шторой”. Пусть взрослый (а потом и кто-то из детей) спрячется за шторой и оттуда спрашивает: “Какого цвета у меня ботинки? Сколько пуговиц на моей рубашки? Есть ли у меня сережки? Какого цвета мои глаза?”. Смогут ли другие дети ответить на эти вопросы?

Есть люди, с удивительной способностью делать несколько дел одновременно. И часто дети невольно подражают им, совмещая скучные обязанности с веселыми занятиями. Мой сын заполняет прописи, играя в ролевые игры и считает математику под аудиоэнциклопедии. Я в детстве, когда родителей не было дома, делала уроки под телевизор. При этом качество, конечно, страдает, времени нужно значительно больше - но вдруг развиваются какие-то полезные навыки?