orangefrog.ru

Как помочь ученику начальной школы выполнять домашние задания быстро и аккуратно

Конечно, заголовок поста получился излишне утопичный. Но все-таки что-то сделать можно. Прежде всего, перестать рассказывать животрепещущие истории “не будешь делать задания - станешь дворником”, испытывать терпение совместным сидением над учебниками и предавать память собственного детства, убеждая что прописи - это просто и интересно. Слов “это твой долг”, “мы ходим на работу, а твоя работа школа” (интересно, хотите ли вы сами так работать - по чужой указке и бесплатно), “жизнь вообще трудная штука” лучше вообще избегать. А что же делать?

В теории хорошо придумано: у дошкольников ведущая деятельность игра, у школьников - учеба. Но от того, что 1 сентября детей оторвали от кукол и усадили за парты, переключатель с игры на учебу у них не сработает. Некоторые дети и вовсе не желают переключаться. Ругать и убеждать их бессмысленно, лучше давать как можно больше возможностей доиграть. И выполнение домашнего задания вполне может стать поводом для игры. Пусть ребенок вычисляет секретные коды или координаты базирования ракет. Пусть переписывает шифровки и запоминает секретную информацию. Чередуйте экзамены в школу спецагентов с выполнением боевых заданий, погонями, спасательными операциями.

Когда не хватает сил на превращение уроков в игру, ограничьтесь небольшими интересными дополнениями, идеями, способными вдохнуть жизнь в ежедневную рутину. Может быть заполняемые строчки прописей - это набегающая на берег волна? Или вырытый туннель? А безличные цифры в примерах - вырастающие и срываемые с чудо-деревьев конфеты? И что это за безличная Маша в учебнике? Может это та самая Маша, с которой познакомились летом на море.

Если ребенок сидит над заданиями по 3 часа - имеет смысл назначить какие-то бонусы за скорость. Успел все сделать за 2 часа - награда (лучше нематериальная - совместная игра, какое-то занятие с родителями). Успел за час - двойная награда. При необходимости определите бонусы за аккуратность или отсутствие ошибок.

Расскажите ребенку, как есть “слона по частям”. “Съел” ухо и немного поиграл. Пока обед стыл - “съел” маленький хвостик. И после обеда еще чуть-чуть закусил слонятиной и побежал гулять. А по приходе с прогулки доделал остальное, тем более что совсем немного осталось. Если слона жалко - можно есть динозавра. Или строить замок - стена, одна башня, другая, ворота - и пора поднимать победный флаг. Этот способ не только помогает быстро, и даже с азартом делать задание, но и снижает инертность ребенка, привыкшего долго раскачиваться, прежде чем взяться за уроки.

Еще один способ с разделением на части. Нарежьте на крохотные кусочки яблоко, морковь, бутерброд, печенье или другую, по возможности полезную, но любимую еду. И пусть ребенок за выполнение каждого фрагмента задания - решение примера, строчку в прописях - съедает угощение.

Если есть возможность - предоставляйте ребенку хоть какую-то свободу выбора. Сделать меньше, но красиво/быстро. Идите на мелкие уступки, чтобы было выполнено главное. Если задание нельзя не сделать (ребенок переживает из-за невыполненных уроков), пусть ваши уступки заключаются в том, что часть работы вы сделаете вместе.

Устраивайте для ребенка соревнования с самим собой. Выберете параметр, который вас больше всего беспокоит - скорость, аккуратность, ошибки по невнимательности. Замеряйте каждый день сколько времени заняло задание (было помарок, ошибок). Можно чертить графики, радоваться наглядным изменениям и даже устроить праздник в честь первых улучшений.

Ищите за что похвалить ребенка. В жутких каракулях найдется хоть одна нормальная буква - отметьте ее. И пример без ошибок, и аккуратно выполненное задание. Одним детям быстро дается овладение грамотой, другим не очень, кто-то внимателен и аккуратен, а кто-то нет. Но у каждого ребенка можно увидеть прогресс в обучении. И ваша задача его обнаружить и показать, что не напрасно трудился, есть достижения. И хорошо бы всегда помнить самим и научить ребенка, что никакие оценки, никакой чужой пример не имеют значения. Важно лишь то, как он с каждым днем растет над собой.

Подумайте сами и увлеките ребенка поиском оптимальных методов расчета, хитрыми способами выполнения заданий. В начальной школе мало поводов для усовершенствований, но тем радостнее если они вдруг обнаружатся.

Примите право ребенка возмущаться, жаловаться на скуку, ныть. Признайте, что он прав и расскажите, какие уроки вам в детстве не нравились, а какие казались интересными. Вместе пофантазируйте, как можно было бы улучшить ситуацию. И попробуйте предсказать, что было бы если бы все скучные уроки выкинуть из школьной программы. Быть может полученных положительных эмоций от такого общения ребенку хватит, чтобы очередной раз преодолеть себя и сесть за уроки. Но если нет - изредка можно написать учителю записку, с каким-то оправданием невыполненных уроков (и это лучше, чем заставлять ребенка оправдываться самостоятельно или бояться, что его будут ругать). Пусть ребенок знает, что вы на его стороне.