orangefrog.ru

Кто первый?

В детской компании нередко начинаются споры о том, кто раньше получит приз, будет водить в игре, займет качели, попробует угощение. Малышам трудно ждать и терпеть. А подрастая, они нередко учатся друг у друга кричать: “Я первый!”. Конечно, хочется воспитать в ребенке умение ждать и думать о других. Но прежде нужно разобраться с ситуацией без ссор и обид.

Первое что стоит сделать, когда к вам тянутся множество рук и хор голосов тянет “можно я?” – предложить детям встать в очередь. Очередь дает какую-то определенность. И ребенок 3-4 лет уже понимает, что его не забудут, не пропустят и спокойнее ждет.

Придумайте разные критерии установления очередности. Можно выбирать детей по старшинству (по возрастанию и убыванию), по алфавиту и количеству букв в имени или фамилии, по росту, по оттенку волос или глаз, по количеству пуговиц на одежде. Главное чередовать эти признаки, чтобы каждому ребенку удавалось побыть первым. Кроме того, выбор разнообразных признаков и их частая смена, учат малышей интересоваться другими детьми, быть к ним внимательнее.

Попросите кого-нибудь вам помочь (другого взрослого, старшего ребенка), чтобы поделить детей на маленькие группы и избавиться от очереди или сократить ее.

Расскажите, как тянуть жребий. Детей может так увлечь процесс выбора палочек, сравнения их длин, что переживания о первенстве отступят на второй план.

Напишите имена детей на бумажках и сложите в шапку или пакет. Называйте дело\роль и вытягивайте имя.

Вспомните какую-нибудь считалку. Есть считалки, которые указывают водящего (или того, кто будет первым запускать летающего змея). А есть такие, где участники выбывают и выигрывает последний оставшийся ребенок. Лучше чередовать считалки обоих видов.

Придумайте утешительный приз для того, кто будет последним.

А могут ли все дети оказаться первыми? Могут, если разделить дело на части. Или поступить как мама в книге Анни Шмидт “Саша и Маша”: - И кто же победил? – спросила Маша. - Дайте подумать, - сказала мама. - Маша получает первый приз за рисование! Вот тебе шоколадка! - Ну-у, - расстроился Саша. - А Саша получает первый приз за раскрашивание! – сказала мама. – Вот и тебе шоколадка. А рисунки мы повесим на стенку. Над камином. Саша был очень доволен и очень гордился. И Маша тоже.

Спросите у детей, кого выбрать первым. Подскажите им, как сделать выбор, основываясь не на случайности или громкости криков, а на более существенных причинах. Пусть первым на самокате катается малыш, которому это быстро надоест. А пульт радиоуправляемой игрушки получит ребенок, который лучше других осваивает технику.

В умении уступать и проигрывать много общего. Поэтому, возможно, будут полезны и такие советы.

Некоторые родители считают способность проталкиваться вперед лидерским качеством и поощряют ее. Но мне кажется, что неумение уступать – признак социальной незрелости. Лидер это как раз тот, кто организует других детей в очередь, предлагает вытянуть жребий или напоминает, что кто-то из детей ни разу не был первым.*