orangefrog.ru

Мое мнение: Дети и гаджеты

Муж рассказывал, как в какой-то фантастической книге детям давали волшебное маковое молочко и они спали (а заодно росли и умнели) до совершеннолетия, не доставляя особых хлопот родителям. В нашей семье это теперь постоянный предмет шуток, особенно по вечерам, когда сын никак не заснет и хочет участвовать во всех наших планах. Но вместе с этим есть ощущение, что сейчас такое молочко появилось. Есть желание занять ребенка, обездвижить и сделать более удобным? Нужно просто вручить ему планшет. Только шутить на эту тему совсем не хочется.

Долго не могла понять, что не так. Планшет - гениальное изобретение, способное продвинуть, вывести на новый уровень процесс обучения хоть детей, хоть взрослых. Родители имеют право на отдых и собственные дела. Детям, даже самым маленьким, полезно общаться с устройством, которое реагирует на их действия. Почему же так неприятно смотреть на младенцев в коляске с планшетом, на опланшеченых детей в кафе и траспорте, на школьников, сгрудившихся на перемене вокруг очередного гаджета?

Попыталась записать некоторые мысли на эту тему, возможно спорные:

Опасна идея “удобного ребенка”. Особенно когда удобство достигается таким простым способом. В ребенка ведь не зря заложена потребность всюду протискиваться, приползать в гущу событий и привлекать к себе внимание. Это нужно ему, но также это важно для правильного формирования родительских инстинктов. А получается, что вместо того, чтобы размышлять и проявлять творчество, родители просто “выключают” мешающегося ребенка. И чем дальше, тем труднее вернуться к другим способам общения - теряется родительская находчивость и сноровка.

Мы живем в обществе потребления и оно всеми силами старается воспитать новых приверженцев. Через гаджеты это хорошо удается. Дети обсуждают чей телефон/планшет круче, мечтают о новинках, хотя старое устройство вполне работает. Но главное, они становятся настоящими потребителями, то есть привыкают брать и получать, а не отдавать и создавать.

Неприятно, когда ребенок ноет: “Мне скучно”. Но когда это “скучно” ничем не лечится, кроме выданного планшета - становится страшно.

Электронные устройства дают множество возможностей. Но почти никто из разработчиков не старается сделать что-то новое. Вместо этого они создают аналоги реального мира в электронном - это и проще, и потребителям понятнее. В итоге, вместо того, чтобы играть в мозаику и лепить из глины, ребенок делает это на планшете. Руки мыть не нужно, детали по всему дому не раскиданы. Но важнейший сенсорный период тратится на возюканье пальцем по экрану. Я не сторонник теорий “после трех уже поздно”, но кажется, в этом случае и правда потом будет поздно и трудно восполнимо.

Гиподинамия - одна из проблем современного образа жизни. Но почему-то устройства, позволяющие совмещать компьютерные игры и движение, распространяются и развиваются значительно медленнее, чем планшеты, с которыми удобно устроиться на диване. Когда есть, с чем сравнивать (а у нас есть Wii) понимаешь, насколько ущербен досуг за компьютером или планшетом.

Жизнь интересна. Но она не открывается сразу - нужно всматриваться, узнавать, думать, играть. И это огромная радость делиться такими находками со своим ребенком, пожалуй первое дело, в котором взрослый и ребенок (даже еще не умеющий говорить) могут участвовать на равных. Конечно, если ребенок всю дорогу не сидит, уткнувшись в айпад.

Электронные устройства никуда уже не денутся из жизни наших детей. Родительские запреты и ограничения против эволюции не устоят. Задача родителей - показывать, что есть и другой мир. Для этого можно использовать планшет как вспомогательный инструмент или как устройство для совместных игр. Совсем не страшно за детей, которые сидят за планшетом вместе с родителями, некоторым (особенно папам) так проще найти общий язык с ребенком, найти общее занятие. Но выкидывать ребенка из жизни семьи с помощью планшета, защищаться от его вопросов и просьб поиграть лучше бы пореже. Пусть это облегчает жизнь родителям, но проще - не значит лучше.