orangefrog.ru

Мое мнение: Домашние обязанности дошкольника

Чем ребенок становится старше, тем чаще поднимается вопрос домашних обязанностей. Но очень трудно разобраться, как себя вести, заставлять или не заставлять, поощрять или считать само собой разумеющимся, ограничить самообслуживанием или ждать общественно полезной деятельности. Среди знакомых есть множество самых разных примеров. Кого-то никогда не заставляли помогать по хозяйству, а он вырос, всему научился, и теперь дома у него чисто и уютно. Кто-то все детство стирал-убирал-готовил, а во взрослом возрасте к подобным делам охладел. Часто встречаются хозяйки, которые моют и трут, но делают это с такой ненавистью и жалостью к себе, что лучше бы они этого не делали. Хотя обратный пример, когда человек в 30 лет не может помыть за собой тарелку и все ждет, что мама приедет и уберет, тоже пугает. Что же говорить собственному ребенку, что требовать от него?

Маленькие дети с удовольствием берутся мыть полы и посуду, стремятся к кулинарным подвигам и готовы разделить с родителями любую деятельность. Проблема только в том, что эта помощь чаще всего лишь увеличивает объемы хозяйственных работ. А как только ребенок осваивает какое-то дело, начинает приносить настоящую пользу, такое занятие ему быстро надоедает. Наверное можно было бы заставлять ребенка делать то, что умеет. Но пусть лучше он учится чему-то новому и делает это с увлечением и удовольствием. Рано или поздно “прибыль” с приобретенных навыков все равно будет, но чем дольше получится делать ставку на обязанности, которые ребенок хочет (а не просто может) выполнять, тем лучше.

Крайне важна нематериальная сторона. Нельзя упустить, не заметить за лужами на полу и крошками на столе заботу ребенка и его желание порадовать родителей. Страшно убить в ребенке веру в его нужность и полезность, внушить, что все родительские просьбы - лишь воспитание и обучение хозяйственным навыкам, а вовсе не настоящая помощь.

Халатность - частый камень преткновения. Но всегда ли, во всем ли мы сами поступаем прилежно, отдаем ли каждому делу все силы? И справедливо ли требовать каждодневного усердия от ребенка только потому, что как-то раз у него получилось сделать лучше? Мне кажется, важно лишь научить отличать чистое от грязного, хорошую работу от посредственной. А навык делать хорошо придет со временем и опытом, с развитием волевой сферы и совершенствованием мелкой и крупной моторики.

Многие дети любят подвиги, а не ежедневные занятия. Любят выполнять работу, которой можно гордиться. Поэтому как ни радужно выглядит идея постоянно поддерживать порядок, лучше обойтись еженедельными генеральными уборками и авралами. Вместе с тем большой объем работ детей часто пугает, и хорошо, когда родители помогают делить сложные задачи на мелкие посильные дела.

Часто ребенку говорят, что ничего от него не требуют, только за собой ухаживать и убирать. Но при этом не позволяют самому определять уровень чистоты в комнате и личной гигиены. Не позволяют решать, когда и как наводить порядок, каким способом и что делать. Мне кажется, невозможно привить навык самообслуживания, если нет свободы воли, права самостоятельных решений.

Детям нравится помогать родителям, выполнять их работу, а не свою. И может и стоит иногда поменяться - пусть ребенок разберет обувь в прихожей и помоет там пол, а мама сложит по местам игрушки.

Нужное дело может стать тяжкой обязанностью, за которую без развитой силы воли и чувства долга не возьмешься. Но мне кажется, намного лучше научиться превращать любую работу в игру или что-то интересное.

Перспективнее прививать любовь к чистоте, а не любовь к уборке. Радость, пусть даже редкая, от “смотри, как чисто” стоит больше, чем привычка ежедневно чистить и убирать.

Слова: “Иди, займись чем-нибудь полезным” никак не способствуют ни наведению чистоты, ни привитию любви к порядку. Даже маленький ребенок поймет, что это просто предлог, чтобы от него отделаться. А вот семейная генеральная уборка превращает наведение порядка в праздник: ребенок чувствует, что он не один, видит, как общее дело преображает квартиру.

Важно понять, хотите вы улучшить сегодняшнюю ситуацию (чтобы в детской стало почище, не раздражала брошенная на столе грязная тарелка и скомканная одежда под стулом) или бьетесь ради светлого будущего. Хотите, чтобы вам было с ребенком жить удобно и комфортно или беспокоитесь о его воспитании. Мне кажется, нам под силу решать только простые задачи сегодняшнего дня. Но может как раз от них и зависит светлое и чистое будущее.