orangefrog.ru

Считаем на пальцах и играем

Неоднократно сталкивалась с мнением, что следует запрещать ребенку считать на пальцах, а для счета выучивать наизусть таблицу сложения. Мне эти идеи, широко распространенные в начальной школе, кажутся столь дикими, что даже спорить не хочется. Человечество считает на пальцах уже несколько тысяч лет и все новые и новые младенцы продолжают изобретать этот способ. А для математики, науки жизненной, нужной и интересной, позволяющей даже трехлеткам делать собственные открытия, нет ничего более противоестественного, чем зубрежка.

На деле счет на пальцах - промежуточный этап, а составы чисел невольно запоминаются при регулярных тренировках. Так что необходимости вмешиваться нет. Но можно создавать ситуации, в которых ребенку, а не родителям и учителям, нужно что-то считать (позволять ему делать покупки, больше играть в разнообразные настольные игры, вместе вести семейный бюджет), делиться примерами рационального счета и, самое главное, выбирать увлекательные способы обучения и избегать всего скучного и неприятного.

В качестве примера хочу предложить игры, которые мы выдумали, считая на пальцах. Они полезны в качестве гимнастики для пальцев, тренировки внимания и скорости реакции, упражнений в устном счете. Но, кажется, главное в них - это отношение к арифметике, как к веселой игре. И для ребенка подобные игры мало чем отличаются от других игр с руками и пальцами.

Взрослый в нарастающем темпе показывает на одной руке разное число пальцев (загибая остальные). Ребенок в ответ должен показывать число пальцев, дополняющее до 5 то, что показал взрослый. Освоившись с одной рукой, можно подключать вторую. Если попросить ребенка не только показывать, но и называть числа вслух, состав чисел запомнится быстрее.

Первый участник показывает, к примеру, три пальца и говорит “Три”. Второй участник показывает тоже сколько-то пальцев, например два, а вслух называет сумму того что показал он и предыдущий участник (в примере - “Пять”). Третий участник так же показывает сколько-то пальцев, например, четыре, и вслух произносит итоговую сумму (“Девять”). Можно продолжать пока кто-то не собьется. В начале играют пальцами одной руки, но потом подключается и вторая.

Головоломка для детей и взрослых - складывать цифры из того же числа пальцев. То есть показать двойку двумя пальцами, тройку сложить из трех и т.д.

Ведущий бросает кубик, задача участников - быстрее других показать столько пальцев, сколько точек выпало на кубике. Когда освоятся - можно бросать два кубика, предварительно придумав смешные жесты, которые следует показывать, когда выпадает число больше 10. Моему сыну игра очень понравилась, но показывать на пальцах ему надоело и он стал просто называть сумму точек на двух кубиках и кричать “хрю-хрю” на 11 и 12.

Упражнение - сначала считать, загибая пальцы, а потом разгибать пальцы и считать в обратном порядке. Сначала на одной, а потом и на двух руках. И стараться это делать как можно быстрее.

Еще одно упражнение - считать двойками до десяти, одновременно соединяя в пары пальцы рук.

Взрослый показывает на двух руках сколько-то пальцев. Ребенок называет вслух число, считая пальцы правой руки десятками, пальцы левой - единицами. Или наоборот, взрослый называет числа (33, 25, 52, 12, 50, 43, 3), а ребенок их показывает на пальцах. Моему сыну надоело ограничение пятеркой и он лег на спину и к каждой руке прибавил ногу.

Взрослый показывает на каждой руке сколько-то пальцев. Ребенок или просто говорит, на сколько на одной из рук больше пальцев, чем на другой, или говорит сколько пальцев нужно добавить\отнять, чтобы их число на правой руке сравнялось с числом пальцев, показанных левой рукой.

Так же мы давно используем игру чет-нечет для разрешения спорных ситуаций. Для нее два спорщика делают ставки - один на чет, другой на нечет. После этого игроки одновременно выкидывают сколько-то пальцев. Если сумма пальцев у участников четная - выигрывает тот, кто ставил на чет, нечетная - на нечет.

Эти методы в чем-то сложнее простого заучивания таблицы умножения. Но они нужны не только для счета. Если ребенку демонстрировать подобные хитрости он и сам будет их искать, а значит стремиться к более рациональным способам счета и привычке действовать осознанно, а не по шаблону.