orangefrog.ru

Тесты и проверки знаний

Мы, взрослые, тщеславны. Причем дважды тщеславны - и за себя, и за своих детей. Когда трехлетний карапуз правильно показывает красный кубик или узнает лягушку на картинке, мы гордимся им, но одновременно гордимся и собой. Это приятное чувство и с ростом ребенка мы все больше входим во вкус, задавая ему всевозможные вопросы. Какое удовольствие получать лишнее подтверждение, что у тебя умный и сообразительный ребенок. Так и спрашивают ребенка мамы, бабушки, дяди, тети. И непременно соседки - чтобы потом сравнить со своим чадом.

По этому поводу и как следствие того, что сын в декабре сдал свои первые экзамены, решила обозначить несколько мыслей по теме:

Система тестирования и проверки знаний занимает огромную часть учебного процесса. Такую огромную, что на само обучение остается все меньше и меньше времени.

Успешно сданные тесты означают, что ребенок хорошо к ним готовился. Или то, что он довольно удачлив и догадлив. Подтверждают ли они знание предмета, умение думать, творческий потенциал ребенка? Никогда.

Оценки вредны в любом возрасте. Но до 9-11 лет, пока у ребенка не сформировались внутренние критерии и самооценка, они наносят самый серьезный урон. Сколько бывших школьников оглядываются, что скажут другие, зависят от их похвалы и не верят в себя?

Знать важнее, чем показывать эти знания. Очень немногие профессии и жизненные ситуации требуют демонстрации знаний. Вместе с тем учат именно показывать и этой показушности потом излишне много во взрослой жизни.

Сколько раз вы можете спокойно и не раздражаясь отвечать на вопросы об одном и том же? И почему же от детей ждут большего терпения и усердия?

Дети любят делиться информацией, то есть чему-то поучать других, рассказывать о только что услышанном-прочитанном. Но главная мера ценности информации - новизна. И если ребенок вынужден рассказывать одно и то же сто раз, сообщать очевидное и неинтересное передача информации теряет смысл.

Хорошо бы как можно чаще говорить ребенку, что не страшно ошибиться, а не пугать его этими ошибками. Потому как невозможно научиться, что-то понять, разобраться, не сделав ни одной ошибки.

Тест подразумевает существование ответа, чаще всего - единственного правильного ответа. И это противоречит формированию самого важного и самого ценного в сегодняшней жизни - дивергентного мышления.

А что же делать, как узнать, что ребенок не совсем глупый и что-то знает? Может быть просто разговаривать с ним про разное, интересное всем. Обсуждать, спорить, делиться.

Один из частых страхов - что ребенок пропустит что-то важное и пробелы в знаниях помешают ему учиться дальше. Такое бывает (хотя ничего страшного я в этом не вижу, набор школьных ЗУН столь ничтожен, что в любом, более старшем, возрасте можно быстро разобрать всю программу от начала до конца). Но неужели причина этому вовремя не проведенный тест? Или все-таки отсутствие двусторонней связи учитель-ученик?