orangefrog.ru

Восстанавливаем речь после родов

Рождение ребенка безусловно меняет его родителей. Обычно эти изменения к лучшему, но часто дети растут с такой скоростью, что родители за ними не успевают. Вот о таких нестыковках, связанных с нашей, родительской, манерой разговора хотелось поговорить.

Какие-то из них мне кажутся изначально излишними, другие оправданы и помогают до определенного возраста ребенка. Но хорошо бы все эти изменения отслеживать и понимать, что можно говорить иначе.

Наверное самое распространенное, это “мы”, общее местоимение для родителя и ребенка. Такое единение вполне понятно и звучит вполне уместно, когда речь идет о младенце. Но “мы поступаем в институт”, “мы отличники” уже задевает. И это не только недостаток речи, это показатель, что где-то в младшем дошкольном возрасте не произошло необходимого разделения родителя и ребенка, и теперь это мешает самостоятельности обоих.

Еще часто говорят о себе и/или о ребенке в третьем лице, я даже сталкивалась с мнением, что это помогает ребенку быстрее выучить свое имя. Но кажется, что именно такое обращение приводит к тому, что ребенок начинает говорить о себе в третьем лице и потом долго не может отучиться.

Также совершенно непонятно, почему сюсюканье и пришепетование является более подходящим способом общения с младенцами, чем нормальная речь.

Не знаю, имеют ли дети какое-то отношение к придумыванию “детского языка”, но мне кажется, нам, взрослым, вполне можно обойтись без фраз вроде: “у ляли вава бобо”. И если ребенок говорит: “ууу биби бах” - не обязательно повторять за ним, лучше сразу перевести: “да, упала машинка”.

Через два-три года родительства стоит проверить, не начали ли вы злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами слов. Понятно, что пока ребенок маленький у него и правда “носик”, “пальчики”, “башмачки”, “тарелочка”. Но если увлечься - начинает мельчать весь мир вокруг. А когда взрослый человек сообщает, что утречком сядет на машинку и поедет на работку, - окружающим становится как-то не по себе.

Немного пугает и постоянная восхищенно-радостная интонация, надежно закрепляющаяся в речи после общения с маленькими детьми.

Сознательное упрощение речи, как и привычка говорить медленно и четко, обычно помогают на этапе, когда ребенок учится говорить. Но очень важно вовремя вернуться назад, перестать бояться длинных слов и сложных конструкций. Ребенку ведь тоже нужно учиться дальше, не останавливаясь на простых предложениях и двухсложных словах.

Почти в каждой семье в память о периоде “от двух до пяти” остаются смешные неправильные словечки, которые ребенок уже заменил нормальными, а родители радостно продолжают повторять.

Привычка наделять неодушевленные предметы эмоциями и желаниями: “Подними колготки с пола, а то они обидятся”, “Смотри тарелка плачет, что ты суп не доел”, “Столу тоже больно, давайте я вас обоих пожалею”, помогает во многих ситуациях и развивает фантазию, эмоциональный интеллект ребенка. Но подросший ребенок, как и посторонние люди, быстро устанут от вашего “зверинца”. Так что обращайтесь к миру живых вещей для редкой шутки и сказки на ночь, но перестаньте использовать их регулярно.

Родителей часто обвиняют в “неправильных” темах разговоров. И, в общем-то, не без основания. По себе знаю, что в первый год материнства очень трудно обсуждать не насущные проблемы вынашивания-выкармливания-выпестования, а какие-то отвлеченные, внешние темы. Поэтому чуть ребенок станет постарше, хорошо бы возобновить или завести новые взрослые интересы и понимать, относятся ли ваши собеседники к категории увлеченных родителей или надеются поговорить о чем-то другом.