День гостя: Чем занять ребенка во время выполнения домашней работы
Всем добрый день! Меня зовут Людмила, она же – Мимимама – так иногда в детстве «проказничала» со словом «мама» моя дочь, и мне это изобретенное ею слово очень понравилось.
Я всегда любила придумывать интересные игры и забавы для детей. Когда родилась моя дочка, я открыла для себя мир раннего развития и поняла, что любовь к играм с детьми может стать для меня делом моей жизни. Моя самая заветная мечта – стать педагогом по раннему развитию и открыть свой детский развивающий центр, где дети будут весело играть и одновременно развиваться.
А пока я расту вместе со своей маленькой дочкой Дашей и веду блог - www.igraypodrastay.ru, в котором публикую самые интересные, на мой взгляд, развивающие занятия, игры и презентации для детей.
Узнав, что Юлия проводит день гостя в своем блоге, я решила тоже «зайти в гости». А рассказать я хочу о том, чем занять ребенка во время выполнения домашней работы.
Часто бывает, что срочно нужно приготовить обед или прибрать в квартире. А ребенку в этот момент вдруг срочно становится необходимо ваше внимание. Что делать? Как совместить несовместимое? Как поиграть с ребенком так, чтобы и дела сделать, и малыша не обидеть?
В этой статье я хочу рассказать о развивающих играх, в которые родители смогут поиграть с ребенком во время выполнения домашних дел. Игры будут также актуальны для тех родителей, которые хотят совмещать развитие ребенка с выполнением домашней работы (ведь часто работа по дому отнимает достаточно много маминого времени, и бывает очень жалко, что время тратится на банальную уборку, а не на любимое чадо).
Большинство игр – словесные. Они предполагают, что мама может работать руками (мыть, убирать, готовить), но при этом разговаривать, играть и общаться с малышом. Игры рассчитаны на детей в возрасте 2,5 года и старше (детки помладше – это совсем другая история, которая заслуживает отдельного поста). Игра №1. «А что в этой комнате?» Мама называет какое-либо качество предмета и просит ребенка угадать - что это. Ну, например: «Что в этой комнате круглое? Что в этой комнате прозрачное? Что в этой комнате желтое?». Для малышей загадки должны быть попроще («что в этой комнате большое?»), чем старше ребенок, тем более заковыристей должны быть задания («что в этой комнате живое, а что неживое? съедобное и несъедобное?» и т.п.)
Игра развивает внимание и логику.
Игра №2. «На что похоже?» Мама задает ребенку вопрос о том, на что похож тот или иной предмет, а ребенок должен придумать ответ. В этой игре развивается воображение и абстрактное мышление.
Вначале необходимо задавать простые и очевидные вопросы (и чуть-чуть подсказывать). Например: «На что похожа эта лампочка? Что еще точно также светит и греет? Правильно! Солнышко!».
На первых этапах игры важно, чтобы вопросы были простые, а мама знала хотя бы один вариант ответа – чтобы подтолкнуть ребенка к правильной мысли.
Чем старше ребенок – тем сложнее могут быть вопросы.
В эту игру мы начали играть, когда дочке было почти 3 года. Ответы Даши на вопрос «на что похоже?» меня часто удивляли – я и не подозревала, какие точные и тонкие сравнения может делать трехлетний ребенок!
Игра №3 – «Загадки» Мама загадывает какой-либо предмет, который есть в комнате, и описывает его ребенку. Ребенок должен угадать, что загадала мама. Естественно чем младше ребенок – тем проще должны быть загадки (мы начали играть в такие загадки, как только дочке исполнилось 2 года – Даша еще плохо говорила, но успешно показывала пальцем на то, что я загадала).
Например, если мы хотим загадать слово холодильник, то для двухлетки это будет: «Он стоит в этой комнате – большой, белый, в нем холодно, мама туда складывает продукты». Для более старших детей можно посложней, например, загадка из одних прилагательных «большой, белый, холодный», или из одних глаголов «стоит, хранит, морозит, охлаждает» и т.п.
В определенном возрасте можно перейти к тому, чтобы загадку придумывала не мама, а ребенок (иногда придумать загадку намного сложнее, чем ее отгадать).
Эта игра хорошо развивает логику.
Игра №4. «Угадай мелодию» Мама напевает мотив известной ребенку песенки («Антошка», «Елочка» и т.п.), не произнося слов (например, напевая «ля-ля-ля»). Ребенок должен угадать, что это за песня. Когда ребенок повзрослеет – можно загадывать друг другу песенки по очереди.
Игра развивает музыкальный слух.
Игра№5. «Сказка» Часто бывает, что ребенок не хочет ни во что играть, но все равно требует маминого внимания. В этой ситуации есть простой способ продолжить выполнять домашние дела и не обидеть малыша. Посадите ребенка на стульчик и начните рассказывать что-то интересное. Например:
-
самое банальное – это, конечно же, рассказать сказку – придумать новую или рассказать уже известную. Очень часто, когда рассказываешь ребенку много сказок, от сотой сказки уже начинает «тошнить». Звучит грубовато – но это правда. Чтобы самой не заснуть от рассказываемой в сотый раз сказки, попробуйте представить, что вы гениальная актриса всех времен и народов. Расскажите сказку по максимуму выразительно, меняя голоса в зависимости от характера героя, и вообще, как будто вы на сцене и заняты в гениальном спектакле. Такой вариант рассказа сказки принесет удовольствие не только ребенку, но и вам.
-
дети очень любят слушать истории про себя. Попробуйте рассказать ребенку о каком-нибудь интересном случае из его жизни или просто описать ему его вчерашний день. Например, моя дочь обожает слушать историю о том, как она была маленькой, как она родилась, что происходило с мамой, когда она была в животике. Подробное описание того, что случалось с Дашей вчера у нас тоже в почете.
-
придумайте с ребенком интересную историю вместе. Сообщите, что вы садитесь на ковер-самолет и отправляетесь в путешествие. Пусть ребенок подсказывает вам основные моменты повествования (куда вы полетели, кого встретили и т.п.), а вы будете добавлять детали и связывать все воедино.
Игра №6. «Кто пропал?» Существует классическая игра на развитие внимания: ведущий раскладывает перед игроком различные предметы, а через несколько секунд один из предметов незаметно изымается и ребенок должен угадать, что пропало.
Конечно, если вы работаете и ваши руки заняты – в эту игру не поиграешь. Но если применить чуть-чуть фантазии – то все получится! Примерно так:
Мама начинает рассказывать историю (очень простую), в которой один за другим появляются различные герои (ну например, как девочка вышла во двор, встретила там мишку, котика и т.п.). После того, как в истории уже появилось несколько героев – вдруг, откуда ни возьмись, налетает ветер и уносит одного из них. Ребенку нужно угадать, кого унес ветер («и вот, когда ветер утих, на полянке остались только девочка, мишка и котик. Друзья поняли, что кого-то не хватает. Кого же унес ветер?»).
Чтобы игра прошла успешно и заинтересовала ребенка, нужно детально описывать каждого героя (например: «во дворе она встретила мягкого медвежонка, почто такого, с которым ты любишь играть»). Добавлять в сказку новых героев, которых нужно запомнить, лучше постепенно (сначала три героя – ветер уносит одного из них, когда ребенок угадал, кого унес ветер – этот герой возвращается и добавляется еще один и т.п.). Ну и конечно сама история должна быть интересна ребенку – пусть герои куда-то идут или делают вместе что – то интересное.
Это одна из самых любимых наших «кухонных» игр, мы играем в нее примерно с дочкиных 2 лет и 10 месяцев. Пока в нашей истории фигурируют не больше 4-5 героев. Даше очень нравится угадывать, кто же пропал из повествования.
У нас есть еще одна вариация этой игры, когда из сказки начинают исчезать не герои, а предметы (допустим, кот пошел в магазин и начал покупать сапоги, шляпу и т.п. Периодически шаловливый ветер уносит у кота одну из покупок, и нужно угадать - что унес ветер).
Игра №7. Подбери по размеру Берем разных по размеру игрушек-зверей. Добавляем отличающиеся по размеру кастрюли, крышки от них, тарелки, стаканы, ложки, вилки. Цель игры - рассортировать все предметы по размеру - самому большом мишке – самую большую кастрюлю, ложку, и т.п.
Игра №8. «Игра с магнитами на холодильник» Собираем все магниты в одно место (например, складываем на табуретку). Мама начинает придумывать сказку, герои которой – фигурки магнитов. Ребенок выбирает нужный магнит из кучи и прикрепляет его на холодильник. Сказку можно сочинять вместе с ребенком. В процессе повествования магниты перемещаются по холодильнику соответственно действиям героев (например – зайка пошел в гости к ящерке и захватил с собой грибочек – все три фигурки соединяются вместе). Для этой игры также можно использовать фланелеграф.
Таким образом, мама делает свою работу и рассказывает ребенку сказку, и ребенок тоже не скучает – слушая рассказ мамы, сопровождает его игрой с магнитами.
Игра №9 «Что неправильно» Это словесная игра, развивающая логику. Мама начинает описывать что-то, но делает это неправильно. Ребенок должен догадаться что неправильно. Например: «Однажды мышка захотела пообедать – она схватила за хвост кошку и стала ее жевать. Что неправильно?»
Или самый простой вариант истории для малышей: «Уточка начала гавкать «Гав! Гав!». Что неправильно?»
В самых простейших формах эта игра под силу уже трехлеткам (проверено на моей дочке).
Мысль №10 Совмещать домашние дела с ребенком, который хочет заполучить все мамино внимание целиком без остатка, непросто. Все намного упрощается, если изменить отношение к ситуации: думайте не чем занять ребенка, чтобы быстрее закончить домашнюю работу, а поразмышляйте в другом ключе: как весело и с удовольствием провести время с малышом и между делом успеть сделать все необходимые дела. Такое отношение таит в себе много силы и по-настоящему окрыляет!
А как вы занимаете ребенка во время выполнения домашних дел? Что можете посоветовать другим мамам, чьи дети требуют внимания во время выполнения работы по дому? Давайте обсудим это в комментариях!