Новости
Комментарии

Меня зовут Мария Климова, я мама двух дочек и двух блогов. Первый, Писальня, обязан своим рождением старшей дочке; там материнские заметки и мое портфолио (журнальные статьи, главы из книги “Разговоры в песочнице, или истории из жизни мам” и просто пробы пера). Второй, Сквозь пальцы, появился благодаря тому, что у младшей необычные руки, – на многих пальчиках не хватает 1-2 фаланг. Там постепенно собирается самая разная информация (вдохновляющие истории, заметки по психологии, медицинский ликбез), которая может помочь родителям таких же детей.

Юлино приглашение стать гостем orangefrog.ru меня очень удивило и обрадовало. Я задумалась, о чем смогу написать “что-то неожиданное”, как попросила хозяйка, но в сложившемся формате блога. И остановилась на теме отношений к детям с особенностями развития. Зачастую ни родители “обычных” детей, ни родители “особых” новорожденных практически ничего не знают о том, как себя вести с теми, кого называют инвалидами. А встречи с ними становятся все более вероятны: в детских садах и школах, да и просто на улицах и детских площадках все чаще появляются дети и взрослые, чье состояние/поведение слишком заметно отличается от условных норм.

Итак, если перед вами “особый” ребенок, пожалуйста, помните, что:

  1. “Особые” дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности.

  2. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него непонятна и не полезна.

  3. Прежде всего обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, – что он может. Именно это – основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

  4. Не стоит решать за “особого” ребенка, что он способен сделать, а что нет. Пусть он учится определять это сам; в том числе, на собственных ошибках. Как и все мы.

  5. Всем людям периодически нужна помощь. Некоторым иногда хочется ее оказать. Но не все и не всегда знают, как это лучше сделать. Поэтому спрашивайте ребенка с особенностями (конечно, если вы с ним понимаете друг друга), нужна ли ему помощь, и если да, то в чем и какая.

  6. Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним – но не вместо него!

  7. “Особые” дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, – не прячьте их/не прячьтесь от них!

  8. У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям – за очень редкими исключениями – можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии “необычного” ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

  9. Физические отличия от основной массы людей не помешают ребенку с особенностями стать здоровой личностью. Но снисходительное отношение окружающих может сделать из него личность-инвалида.

  10. Все люди разные. Одним “медведь на ухо наступил”, у других “руки не из того места растут”, у третьих “память дырявая”, у четвертых – нестандартный набор пальцев, пятые ходят только с палочкой… – и при этом все они могут быть счастливы!

не понравилосьпонравилось (+6, 6 votes)
Loading ... Loading ...
  • Дорога в пластилиновую страну
  • “Больше я на вашем метро не поеду!”
  • Кто-то должен быть взрослым
  • Разумные требования
  • Организация детских праздников: вредные советы

    6 комментариев к “День гостя: Как себя вести с ребенком, имеющим особенности развития?”

    1. Светлана пишет:

      Я год назад стала крестной мамой девочки с синдромом Дауна. Она еще маленькая ей чуть больше года. Такая улыбчивая и отзывчивая. Родители ее ведут себя так как будто ничего странного с ней нет, и это же ощущение передается и всем окружающим!
      Наше отношение к людям с особенностями- это тест для нашей души. Все ли проходят его на отлично?
      И как сказала Мария, это отличный шанс проявить любовь, доброту и душевную щедрость!

    2. Светлана пишет:

      Мария и спасибо вам за вашу книжку, я ее получила в подарок за победу в конкурсе на БлогиМам. Я много улыбалась, читая. Очень интересный формат!

    3. Кузьманя пишет:

      И Вам спасибо за добрые слова :)
      Всего наилучшего Вам и Вашей крестнице!

    4. Alla пишет:

      Маша и Юля, спасибо за пост. Читала и думала о том, что практически все эти рекомендации можно применить к любому ребенку. А пункт 10 только подтвердил эту мысль, ведь комплексы зачастую создаются не реальными недостатками, а отношением к ним окружающих людей…

      Луговская Юлия Reply:

      Алла, мне тоже так кажется. Любые дети, да и взрослые тоже, заслуживают внимательного и бережного отношения.

    5. Наталья пишет:

      По поводу помощи детям. Любым. Это очень важный навык – просьбы о помощи. Сегодня подавляющее большинство детей не просит о помощи. И вообще не просят. Требуют. (Это из опыта работы психологом в детском саду). Категория просьбы возникает, когда что-то не можешь сделать сам (достать листик, завязать шнурок, нарисовать веточку…), а хочется это сделать. Нужно учить любого ребенка просить о помощи не просто озвучивая свое ЖЕЛАНИЕ (“Тетя, а достань-ка мне этот листик!) , а именно просить (здесь появляется и слово “пожалуйста”). Причем это должно культивироваться в семье, т.е. и мама с папой должны не забывать о “пожалуйста”. Тогда и в других социальных условиях, перед “чужим” взрослым ребенок не спасует и попросит о помощи в нужный момент.
      Что касается “особых деток”, то не нужно направо и налево им помогать. Это нужно делать, если только ребенок не может сделать это сам! Здесь есть опасность сформировать комплекс инвалида. Об этом я писала здесь: http://www.mir-detej.kiev.ua/bolnoj-s-detstva.php

    Оставить комментарий