Новости
Комментарии

Тему предложила smittik

В старшем дошкольном возрасте развивается у детей навык произвольного внимания, то есть умения сосредотачиваться не на ярком и интересном, а на том, что нужно. И взрослые сразу пытаются это использовать и обижаются, из-за того, что ребенок тут буквы при списывании пропустил, там указания перепутал.

Произвольность – это следствие развития эмоционально-волевой сферы. И мне еще многое непонятно, поскольку воля – это когда человек говорит себе “я должен” и делает, а у нас как-то принято навязывать ребенку это “должен” извне. Но об этом я напишу в другой раз.

А пока поговорим о внимании. Оно включает множество навыков, которые можно развивать в младшем возрасте. И всегда лучше это делать через игру.

  1. Один из таких навыков – поиск по образцу. То есть ребенок должен удерживать в памяти то, что ищет и искать подобное на картинке или в игре. У себя в ЖЖ я рассказывала о разнообразии таких игр, и показывала мастер-класс как сделать игру “I spy” самому.

  2. Можно назначить ребенка “главным поисковиком” вещей. Тут помимо азарта сыщика, малыша будет стимулировать чувство собственной важности и нужности. И дети, даже те, что обычно отличаются рассеянностью и несобранностью, справляются с такими задачами превосходно.

  3. С поиском нескольких вещей связан и объем внимания. Попробуйте его оценить, наблюдая сколько одновременно предметов ребенок может отыскивать. Есть еще игры вида “Кто ушел, кто пришел”. На столе раскладывают несколько предметов (начиная с двух-трех), а потом накрывают их платком и что-то убирают или подкладывают новую игрушку. Задача ребенка – рассказать об изменениях.

  4. Еще один важный навык – умение переключать внимание. Причем делать это быстро и по собственному желанию. Мой сын с двух лет застревал на любимых делах и сердился, когда его пытались отвлечь. Поэтому этот навык мы отрабатываем на скучных занятиях. Например, когда сын наводит порядок в детской, я ему командую “Время лего (карандашей, солдатиков, машинок)” и он в течении нескольких минут выискивает среди беспорядка названые предметы и расставляет по местам.

  5. Так же важно переключать внимание между разными каналами получения информации. Попробуйте что-то делать (приседать, подпрыгивать, хлопать в ладоши) и одновременно называть другое движение. Попросите ребенка двигаться, по очереди следуя словесным инструкциям и личному примеру ведущего.

  6. В разговорах о концентрации внимания меня всегда поражала непоследовательность и несправедливость взрослых. Во-первых, недовольство тем, что ребенок, занимаясь своим делом, игнорирует их указания (а ведь это показатель превосходной концентрации). Во-вторых, жалобы педагогов, на то, что ребенок не слушает и отвлекается на занятиях. Ведь жаловаться тут нужно скорее ребенку, что взрослый не может увлечь его и удержать внимание. О приемах удерживать внимание я писала здесь. А для тренировки попробуйте игру “Птичка в клетке”. На листе нарисован квадрат 3 на 3 клетки, а в центре птичка. Ведущий говорит: “вверх-вниз-вправо-влево”, дети мысленно перемещают птичку и хлопают в ладоши, если она вылетела за границы квадрата.

  7. Мы привыкли ценить именно произвольное внимание, поэтому вот этот фрагмент из книги М.В. Осориной стал для меня открытием и откровением. Теперь кажется, что очень важно не испортить, не потерять способность ребенка все видеть и подмечать.

  8. Прежде, чем обвинять ребенка в невнимательности, задумайтесь – нужно ли ему это слушать или делать? Часто мы что-то требуем от детей, не заботясь о близкой и понятной им мотивации.

  9. Отдельный навык – внимание к людям. Многие дети не замечают других людей и не задумываются об их чувствах, интересах, потребностях. И, возможно, привлечение внимания к внешнему виду, способно пробудить более глубокий интерес к человеку. В компании детей попробуйте игру “Человек за шторой”. Пусть взрослый (а потом и кто-то из детей) спрячется за шторой и оттуда спрашивает: “Какого цвета у меня ботинки? Сколько пуговиц на моей рубашки? Есть ли у меня сережки? Какого цвета мои глаза?”. Смогут ли другие дети ответить на эти вопросы?

  10. Есть люди, с удивительной способностью делать несколько дел одновременно. И часто дети невольно подражают им, совмещая скучные обязанности с веселыми занятиями. Мой сын заполняет прописи, играя в ролевые игры и считает математику под аудиоэнциклопедии. Я в детстве, когда родителей не было дома, делала уроки под телевизор. При этом качество, конечно, страдает, времени нужно значительно больше – но вдруг развиваются какие-то полезные навыки?

не понравилосьпонравилось (+1, 1 votes)
Loading ... Loading ...
  • Дорога в пластилиновую страну
  • “Больше я на вашем метро не поеду!”
  • Кто-то должен быть взрослым
  • Разумные требования
  • Организация детских праздников: вредные советы

    8 комментариев к “Игры и занятия для развития внимания”

    1. Юлия, насколько полезная статья! У моего первоклашки вчера было родительское собрание, на котором учительница говорила, что всем родителям необходимо обратить внимание на невнимательность деток (тафталогия немного получилась :), но смысл, я думаю, понятен). Это я думаю, про 8 твой пункт. Но сынуле самому бывает обидно, когда в тетрадочках “глупые” ошибки, не из-за незнания, а именно из-за невнимательности. Многое из того, что предложено, возьму на заметку, ведь всё лето впереди.

      Луговская Юлия Reply:

      У первоклашек еще проблема, что от них одновременно очень многое требуют – и выполнять правила дисциплины (сидеть на месте, не разговаривать итп), и слушать учителя, и писать в тетрадь. И хорошо, если ребенку что-то нравится – учитель умеет интересно рассказать, задания интересные. А все время заставлять себя ему очень трудно.

    2. Мне очень понравились игрыв 4,6, 9 пунктах. в остальные мы играли ))) Попробуем еще и эти. спасибо!
      Я кстати иногда видела, как родители сами дают ребенку 1000 указаний одновременно и потом удивляются, что ребенок ничего не делает. Он просто не может понять что именно отнего хотят и в какой последоватлеьности это делать. Вот и обдумывают свои действия, а родители начинают ругатьсЯ, чем еще больше его сбивают и запутывают. В итоге ребенок не понимает что происходит, а родители кричат.

      Луговская Юлия Reply:

      да, и такое бывает. тут кажется, что если за собой не можешь уследить, нужно хотя бы от ребенка получать время от времени обратную связь.

      а еще мне кажется проблема в том, что когда ребенку САМОМУ что-то нужно, он и слышит, и моментально схватывает. поэтому в ситуациях, когда что-то нужно НАМ, трудно поверить, что ребенок действительно не слышит и не может.

    3. Мария пишет:

      А я узнала себя в п.6. Есть у меня детки в группе, которые часто отвлекаются и не слышат задания. Но я тоже считаю, что виновен педагог, так что пойду еще почитаю приемы удержания внимания.
      Недавно слышала, что совмещать мозг человека может только разные виды деятельности. Например, думать сразу две мысли нельзя, но думать одно а слушать или писать или выполнять физическую работу можно, и наверное, это даже хорошо (по крайней мере, мне очень упрощает жизнь)))

      Луговская Юлия Reply:

      по совмещение логично, я тоже постоянно пользуюсь :)
      но вот я встречала людей, которые не могут совмещать, даже таких, которым трудно, например, мыть посуду и разговаривать. интересно, от чего это зависит.

    4. Катериша пишет:

      Юлия, спасибо! познавательно, у меня та же проблема у самой делать десять дел одновременно, а потом я удивляюсь, почему моя 4-х летняя дочь одновременно читает, и лепит пластилином, или чего еще хуже, расскрашивает, и параллельно играет в куклы. И спасибо за игру внимание к людям, потому как я сама невнимательный человек, что бы дочь такой не была, буду с ней играть так :)))

    5. Светлана пишет:

      Юлия, уже несколько лет пользуюсь вашими советами. Огромное Вам спасибо!!!Всегда интересно и поучительно!

    Оставить комментарий