orangefrog.ru

Общие правила общения с активными детьми

Я уже писала про то, как успокоить разбушевавшегося ребенка или целую группу таких детей. Это не просто подборки полезных игр. Подобные упражнения я искала и придумывала для своего сына. Сейсчас у многих детей есть врожденные проблемы с саморегуляцией. Им трудно остановиться, расслабиться, переключиться. И подобные сложности могут возникнуть у абсолютно любого ребенка под воздействием сильного шума, новой обстановки, усталости, недомогания. Именно поэтому такие игры нужны всем и просто обязательны как техника безопасности на праздниках и прочих мероприятиях.

Опасно надеяться, что дети набегаются, накричатся и устанут. И когда малыши беспорядочно носятся и шумят - не стоит считать это весельем.

Я попробовала обобщить все известные мне способы вернуть ребенка или группу детей в уравновешенное состояние. Вот что получилось:

Ритм. Можно делать это в буквальном смысле - маршировать или стучать-хлопать определенным образом. Хорошо идет логоритмика - соединение слов с движением. Подойдут любые упражнения с чередующимися движениями. Одна из самых полезных игр замри-отомри.

Напряжение-расслабление. Можно напрягать все тело (мне нравится задание двигать что-то неподъемное) или, например, кисти рук (крепко лепить воображаемые снежки, а потом их мягко кидать). Хорошо соединять такие упражнения с ритмом. Например, пусть дети попеременно представляют себя то сжавшимся комочком, то легкой пушинкой.

Соединение физической и умственной активности. Например, махать руками, когда слышишь название летающего животного, бегать по воображаемой букве, прыгать по начерченным на земле буквам, составляя слово. Любое задание, требующее от детей контроля окружения (не пересечь границу, услышать команду ведущего), помогает движениям не превратиться в хаос.

При высокой мотивации ребенок способен долго не двигаться и не издавать звуков. Например, спрятаться от ведущего и сидеть тихо-тихо или затаиться, охотясь на воображаемую добычу. Главное, чтобы ребенок не пытался выполнять пожелания взрослого, а сам захотел успокоиться.

“Заземление”. Многие дети в истерике интуитивно распластываются на земле и им становится легче. И, конечно, на предложение взрослого поползать как червяки или притвориться змеей, дети отреагируют с воодушевлением.

Очень помогают любые игры и упражнения с закрытыми глазами. Все-таки визуальный канал - самый мощный раздражитель и если на время его перекрыть, ребенку становится легче. С закрытыми глазами можно рассортировать предметы разной формы, что-то нарисовать, попробовать дойти до стула.

Можно и просто сосредотачиваться на других каналах восприятия - осязании, обонянии, слухе. Тут подойдут игры в которых нужно что-то угадывать на ощупь, поиск по запаху, звучащие баночки Монтессори (находить пару), угадывание музыкальных инструментов по звуку.

Хорошо помогает смена темпа дыхания (даже не обязательно замедление). Лучше с детьми это делать в игровой форме - “глубоко взрохнуть и нырнуть под воду”, “пыхтеть как паровоз”, “вдохнуть полной грудью горный воздух”, “набрать побольше воздуха, чтобы взлететь, как воздушный шарик”.

Ребенка можно просто крепко-крепко обнять и забрать у него напряжение, лишнюю энергию. Причем работает это даже если вы взвинченны, раздражены.

Еще я не раз замечала, что когда ребенок общается со спокойным, “замедленным” взрослым он часто и сам замедляется. Так что пробуйте говорить нарочито медленно, с большими паузами и негромко, и последите, как влияет это на окружающих.