Новости
Комментарии

Я уже писала про то, как успокоить разбушевавшегося ребенка или целую группу таких детей. Это не просто подборки полезных игр. Подобные упражнения я искала и придумывала для своего сына. Сейсчас у многих детей есть врожденные проблемы с саморегуляцией. Им трудно остановиться, расслабиться, переключиться. И подобные сложности могут возникнуть у абсолютно любого ребенка под воздействием сильного шума, новой обстановки, усталости, недомогания. Именно поэтому такие игры нужны всем и просто обязательны как техника безопасности на праздниках и прочих мероприятиях.

Опасно надеяться, что дети набегаются, накричатся и устанут. И когда малыши беспорядочно носятся и шумят – не стоит считать это весельем.

Я попробовала обобщить все известные мне способы вернуть ребенка или группу детей в уравновешенное состояние. Вот что получилось:

  1. Ритм. Можно делать это в буквальном смысле – маршировать или стучать-хлопать определенным образом. Хорошо идет логоритмика – соединение слов с движением. Подойдут любые упражнения с чередующимися движениями. Одна из самых полезных игр замри-отомри.

  2. Напряжение-расслабление. Можно напрягать все тело (мне нравится задание двигать что-то неподъемное) или, например, кисти рук (крепко лепить воображаемые снежки, а потом их мягко кидать). Хорошо соединять такие упражнения с ритмом. Например, пусть дети попеременно представляют себя то сжавшимся комочком, то легкой пушинкой.

  3. Соединение физической и умственной активности. Например, махать руками, когда слышишь название летающего животного, бегать по воображаемой букве, прыгать по начерченным на земле буквам, составляя слово. Любое задание, требующее от детей контроля окружения (не пересечь границу, услышать команду ведущего), помогает движениям не превратиться в хаос.

  4. При высокой мотивации ребенок способен долго не двигаться и не издавать звуков. Например, спрятаться от ведущего и сидеть тихо-тихо или затаиться, охотясь на воображаемую добычу. Главное, чтобы ребенок не пытался выполнять пожелания взрослого, а сам захотел успокоиться.

  5. “Заземление”. Многие дети в истерике интуитивно распластываются на земле и им становится легче. И, конечно, на предложение взрослого поползать как червяки или притвориться змеей, дети отреагируют с воодушевлением.

  6. Очень помогают любые игры и упражнения с закрытыми глазами. Все-таки визуальный канал – самый мощный раздражитель и если на время его перекрыть, ребенку становится легче. С закрытыми глазами можно рассортировать предметы разной формы, что-то нарисовать, попробовать дойти до стула.

  7. Можно и просто сосредотачиваться на других каналах восприятия – осязании, обонянии, слухе. Тут подойдут игры в которых нужно что-то угадывать на ощупь, поиск по запаху, звучащие баночки Монтессори (находить пару), угадывание музыкальных инструментов по звуку.

  8. Хорошо помогает смена темпа дыхания (даже не обязательно замедление). Лучше с детьми это делать в игровой форме – “глубоко взрохнуть и нырнуть под воду”, “пыхтеть как паровоз”, “вдохнуть полной грудью горный воздух”, “набрать побольше воздуха, чтобы взлететь, как воздушный шарик”.

  9. Ребенка можно просто крепко-крепко обнять и забрать у него напряжение, лишнюю энергию. Причем работает это даже если вы взвинченны, раздражены.

  10. Еще я не раз замечала, что когда ребенок общается со спокойным, “замедленным” взрослым он часто и сам замедляется. Так что пробуйте говорить нарочито медленно, с большими паузами и негромко, и последите, как влияет это на окружающих.

не понравилосьпонравилось (+8, 8 votes)
Loading ... Loading ...
  • Дорога в пластилиновую страну
  • “Больше я на вашем метро не поеду!”
  • Кто-то должен быть взрослым
  • Разумные требования
  • Организация детских праздников: вредные советы

    14 комментариев к “Общие правила общения с активными детьми”

    1. Elena пишет:

      Отличные рекомендации и игры для разбушевавшегося чада. Это еще раз доказывает, что включив фантазию, можно мягко и без принуждения успокоить ребенка, найти с ним общий язык и помочь в развитии.

    2. Кузьманя пишет:

      Юля, я поняла, чего мне не хватает в твоем блоге. Возможности инсталлировать его напрямую в долговременную память, как в “Матрице”. Потому что вот читаю – и, вроде как, все разумно, понятно, даже просто. Но в нужный момент не вспоминается ни-че-го :(

      Луговская Юлия Reply:

      Маша, даже если это в голове, даже если вспоминается во-время, все равно далеко не всегда есть энергия это применить.
      но вот на детских праздниках все это можно и нужно включать в сценарий, примерно каждое 3-4 задание такое. и там это хорошо работает.

    3. Жанна пишет:

      Вот и я, Кузьманя, тоже каждый раз пытаюсь судорожно запомнить-запомнить-запомнить… Столько полезного! Иду по пути – выбрать сразу наиболее подходящее именно моей Звезде, потребуется новое – приду к Юле ещё раз.

    4. Евгения пишет:

      Юля спасибо вам большое, за труд, вложенный в этот сайт! За ту работу, которую вы проделали, для того, чтобы все желающие могли воспользоваться вашим опытом, ценными советами!

    5. Юля. спасибо за игры, к части из них я пришла интуитивно, некоторые вообще не догадалась бы применить. Беру на заметку ;)

    6. Катя пишет:

      Юля, отличная подборка!
      Из своего воспитательского опыта добавлю: сначала внимание разбушевавшихся детей нужно привлечь. Вот тут помогают всякие ритуалы: например, звук колокольчика, стучание в бубен или какой-то звук, привлекающий внимание. Иногда, когда мы теряем контроль я начинаю говорить и показывать “Ручки на голову, ручки на нос, ручки на плечики” – дети включаются и повторяют.
      Музыка успокаивающая. Сначала врубить музыку активную, а потом ее все тише и спокойнее делать. Но это фактически “замри – отомри”.

      Луговская Юлия Reply:

      да, про привлечение внимания я отдельный пост писала.
      а вот про повторение действий интересно, спасибо, буду использовать.

      музыка на нас очень плохо действует, я ее вообще не использую

    7. София пишет:

      Юлия! Мне очень понравилась Ваша замечательная статья! Прошу разрешения сослаться на Вас и поделиться ею со своими друзьями-блоггерами из жж.
      София

      Луговская Юлия Reply:

      Да, конечно ссылайтесь

    8. Лидия пишет:

      Юлия,
      А может, посоветуете: моему сыну 1.5 и мы часто ходим в игровые или на площадку, или в гости и там бывают дети 2-3-4 лет, которые очень шумят или активно играют и обычно один такой ребенок оказывается рядом и мы пробуем общаться. Сыну нравится наблюдать, он многому учится, да и мне интересно потусить с ребенком постарше, но бывает, что ребенок расходится. Как в игровой форме предложить ему быть потише и поаккуратнее? На уговоры меня и родителей не реагирует обычно, только если на пару минут. Вижу что как-то поигровому надо переводить деятельность в более спокойное русло. Примеры: играем в мячик (я ловлю за
      сына, но меня стремятся сразить мячиком наповал), сидим в кафе (уже поели и порисовали, 30 мин и начинаем орать и скакать), играем в машинки (ребенок орет от пожарной сирены как резанный:))

      Луговская Юлия Reply:

      Лидия. долго раздумывала над Вашим вопросом – не могу ничего посоветовать. сын в этом возрасте и до 3ех лет было очень спокойным и адекватным, проблемы начались потом.

      понятно, что такому маленькому ребенку трудно что-то объяснить, а уж “сделать потише” и вовсе невозможно.

    9. ника пишет:

      спасибо! нам оч.актуально! у дочи появились приступы такой активности…списываю на возраст. но че делать – нашла только у Вас)

    10. [...] – дети перебесятся и разгромят всю квартиру.” Есть множество упражнений, которые легко превращаются в забавные задания [...]

    Оставить комментарий