Новости
Комментарии

Дети, едва родившись, по собственному побуждению начинают исследовать все, что видят, до чего могут дотянуться. Ребенок, самостоятельно изучающий окружающий мир, с азартом копает на пляже глубокий колодец и на всю жизнь запоминает, как на дне выступает вода. А в школе за четыре года “окружающего мира” ученики перекапывают весь пляж мелкими скучными лунками и шагают дальше, их затаптывая.

И кажется важным почаще напоминать ребенку, что окружающий мир – это не только школьный предмет.

  1. Уже много лет лучшие друзья сына – Чевостик и Карманный ученый. Аудиоэнциклопедии с Чевостиком – чудесный проект издательства “Елена”. Множество тем (уже больше 40), симпатичные герои. Текст с капелькой волшебного, но умный и написанный с уважением и к излагаемым фактам, и к детям. Сын как увлекся в четыре года, так до сих пор и слушает. Хорошо, что появляются новые выпуски для детей постарше – про химию, физику, историю. Карманный ученый – аудиокасты издательства Розовый жираф. Дети звонят ведущему, потрясающему популяризатору науки Илье Колмановскому, с самыми разными вопросами и получают на них серьезные ответы. Сын радуется каждому новому выпуску, многократно переслушивает старые. И это знания, которые остаются и потом активно и осознанно используются. Хотя родительский авторитет от такой ученой дружбы ребенка, конечно, страдает.

  2. Сын запоем читает художественную литературу, но всегда под подушкой у него хранится несколько научно-популярных изданий (так сейчас это книги по химии и механике). А про познавательные книги, с которых мы начинали, я уже писала.

  3. Странно изучать окружающий мир сидя в четырех стенах. Нужно отправляться за открытиями или ставить себе конкретные задачи: собрать гербарий, послушать птиц и посмотреть на них в бинокль, набрать пробы снега, найти признаки весны, отыскать минералы, о которых вчера читали.

  4. Вся история естественных наук – история классификации и систематизации знаний. И умение замечать признаки, анализировать, выдвигать гипотезы – это самое важное, на готовых ответах ничему не научишься. Лет с трех с ребенком уже можно сравнивать птиц и деревья, проводить опыты с разными веществами. Мы с сыном долго и увлеченно изучали способы распространения растений и про каждое он пытался сразу узнать, какую хитрость то придумало – парашютик, бомбу, крючок для путешествий или угощение птицам и животным.

  5. Дети любят что-то коллекционировать. Но во многом от взрослых зависит, будет ребенок собирать покупные фигурки мультяшных персонажей или минералы, монеты, марки. И будет ли коллекция просто бездумным накопительством или свяжет добываемые экспонаты с геологией, географией, историей.

  6. Если новые знания связаны с яркими эмоциями, они с большей вероятностью сохранятся в памяти. Я неоднократно убеждалась в этом, устраивая познавательные праздники. Но и без праздников можно вызывать восторги ребенка, подбирая зрелищные опыты, удивительные факты.

  7. Ходить в разнообразные музеи полезно и интересно. Но прицельный поход, когда нужно увидеть или узнать что-то определенное, дает намного больше и позволяет почувствовать себя настоящим исследователем. А если перед походом в музей погрузиться в тему, узнать побольше – это обеспечит совсем другой уровень восприятия, даже среди минералов и скелетов динозавров приятно встречать своих знакомцев.

  8. Мы покупаем детям множество игрушек, многие из которых потом валяются и пылятся на полках. Но есть вещи, которые дома должны быть обязательно: глобус и различные географические карты, лупа, бинокль, а лучше – микроскоп и телескоп, весы, определители и т.п. Рано или поздно они пригодятся.

  9. Много лет мы отвечали на детские вопросы исходя из своих знаний. Но в какой-то момент пора уже признать, что наших знаний не достаточно. И не достаточно отвечать заученной фразой, смысл которой мы сами позабыли. Но если не полениться, а вместе с ребенком взяться искать настоящие ответы, разбираться – занятие доставит огромное удовольствие.

  10. Если ребенок чем-то увлекся, основательно “завис” на теме, получается настоящее погружение: фильмы, книги, музеи и выставки, разговоры и поиски в интернете, самостоятельные наблюдения. И пусть увлечения все время меняются, результаты таких погружений и сама привычка копать глубже – останутся навсегда.

не понравилосьпонравилось (+7, 7 votes)
Loading ... Loading ...
  • Дорога в пластилиновую страну
  • “Больше я на вашем метро не поеду!”
  • Кто-то должен быть взрослым
  • Разумные требования
  • Организация детских праздников: вредные советы

    4 комментария к “Окружающий мир”

    1. Наталья пишет:

      Спасибо за ваши чудесно-полезные посты. Всегда черпаю для себя много нужно информации!

    2. Oльга З пишет:

      Юля, благодарю за информацию. Скачала Карманного ученого и слушаем всеми нашими тремя детьми в машине. А песню я их как уже люблю! :):) Чевостик на очереди! Отдельное спасибо за вдохновение! Ваши публикации дарят радость и желание жить вместе с детьми РАДОСТНО! а это самое, на мой взгляд, важное! :)

    3. Юлия пишет:

      Такая вдохновляющая программа действий! Спасибо большое! Благодаря вашим отзывам о книгах нашла много для себя и для своей дочки нового и интересного. Было бы очень интересно узнать, что вы читаете из научно-популярного по химии и по физике.

    4. Мария пишет:

      Спасибо вам огромное за информацию! Чевостик и Карманный ученый – просто супер! Скупили все энциклопедии, скачали все выпуски, слушаем каждый день.

    Оставить комментарий