orangefrog.ru

Откуда берутся самостоятельные дети?

В этот раз пост посвящен очень трудному вопросу воспитания самостоятельности. “Трудному” – потому что кажется, во многом самостоятельность зависит от характера, темперамента, особенностей ребенка и нельзя выдумать единые правила обучения малыша независимости действий и мыслей. Так же не всегда просто определить, в какой момент “не может” сменяется “не хочет”. Поэтому попробую перечислить какие-то принципиальные моменты по теме и буду рада, если вы дополните этот список.

Начинается самостоятельность с дел – сам дополз до игрушки, сам придвинул табурет и зажег свет, сам надел штанишки. А потом приходит и самостоятельность выбора, решений, суждений. Поначалу затрудняет жизнь родителям и то, и другое. Но нужно учиться общаться с таким ребенком, а не пытаться вернуть его в прежнее состояние маленького спеленутого комочка. И придется давать ему свободу – чем дальше, тем больше.

Не нужно помогать ребенку, пока он не попросит. Даже если малыш не умеет говорить – дождитесь, пока он протянет ручки, заглянет вам в лицо. А если кажется, что ребенок обращается за помощью слишком часто – все равно в ней не отказывайте, но выдумайте предлог, чтобы несколько отложить свое вмешательство (на срок, соразмерный возрасту ребенка). Ребенку постарше помогайте не столько делом, сколько советом.

Чаще давайте ребенку задания и поручения. И не вмешивайтесь в их выполнение, не контролируйте (по крайней мере, явно), и не переделывайте на глазах у ребенка то, что у него не получилось.

Учитесь верить и доверять ребенку. Всегда есть опасность, что он выдаст желаемое за действительное и поступит не так, как вы рассчитывали. Но это не повод надоедать ему бесконечными вопросами: “Ты почистил зубы? Помыл яблоко? Не трогал печенье перед обедом?” и заниматься дома оперативно-розыскной деятельностью.

Освоенное умение должно приносить ребенку приятный бонус. Например, сам одевается – имеет полное право выбрать одежду. И так любой навык дает или больше свободы, или новые возможности, или сэкономленное время родителей (которое должно быть потрачено на ребенка).

Чаще говорите вместо “мал еще” - “попробуй”. Думайте не о том, как спрятать все недетское, а о том, какие меры безопасности принять при знакомстве малыша со взрослым миром. Дарите ребенку не только игрушки, но и настоящие вещи.

Не отказывайтесь от помощи, предложенной малышом. Делайте вместе домашние дела. Поясняйте свои действия, научитесь озвучивать ход ваших мыслей, объяснять свои поступки.

Для воспитания самостоятельности в доме нужна особая обстановка. Во-первых, маленькому человеку должно быть удобно в нашем огромном мире – легкие устойчивые табуретки, маленький стульчик у раковины, низкие шкафчики с детскими вещами. Во-вторых, ребенок не должен на каждом шагу опасаться нарушения какого-нибудь запрета. В-третьих, родителям следует заранее смириться с тем, что в процессе освоения новых действий малыш что-то испортит, сломает и разобьет. И ребенка не должно ждать наказание за такие случайные проступки.

Чаще не говорите, а спрашивайте. Но не глупости, перечисленные в п.4. Задавайте ребенку важные для него вопросы и обращайтесь на равных: “Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?”, “Мы обсуждаем, как переставить мебель на кухне, у тебя есть идеи?”.

Самостоятельный ребенок так же нуждается в родительском внимании, заботе, советах и просто присутствии. Помните, что “самостоятельный” – не значит “одинокий”. *