Новости
Комментарии

Я всегда была против речевых шаблонов, считая, что они мешают общению и пониманию. Как можно найти общий язык, если слова одинаковые, но каждый участник коммуникации понимает их по-своему? Кроме того, привычка к некоторому набору речевых конструкций сильно обедняет речь. И все-таки шаблоны могут приносить пользу. Сначала хотела написать “в воспитании детей”, но, видимо, что-то подобное нужно и взрослым, например, осваивающимся в новой стране.

Мы, конечно, будем говорить о шаблонах для детей:

  1. “Спасибо, не хочу”. Если вместо того, чтобы кричать: “Уберите гадость!”, ребенок вспомнит про этот шаблон, родители легче примут отказ, ничто не нарушит мир за столом (или в другой ситуации) и не перекроет возможности спокойных, разумных переговоров.

  2. “Мне не нравится!”. Очень важно научить ребенка говорить эти слова, причем говорить громко, четко, уверенно. Конечно, не каждому родителю приятно это слушать. Зато такой шаблон поможет ребенку не дать себя в обиду. И пока вы размышляете над спорным вопросом учить ли малыша давать сдачи, отработайте эти слова, может быть, они окажутся более действенным оружием.

  3. “Как тебя зовут? Давай дружить”. Вроде бы простые, наивные слова. А без них многие дети так и играют в одиночестве.

  4. “Можно с вами?”. Если несколько детей увлечены игрой, они могут просто не заметить, малыша, вертящегося рядом. А иногда такой зритель, путающийся под ногами, вызывает раздражение. Научите ребенка проситься в игру. Но подготовьте его и к возможному отказу.

  5. “Я злюсь (обижен, расстроен, грущу)”. Малыши не понимают своих эмоций, поэтому очень полезно проговаривать им “Ты злишься, потому что…”. Но еще полезнее самим называть свои эмоции. И показать таким способом пример ребенку.

  6. “Я подумаю”. Это очень полезные слова не только для детей, но и для взрослых. Вспомните, сколько раз вы давали ответ, соглашались на что-то, а потом жалели о скоропалительном обещании. А ведь так просто попросить немного времени на раздумья. В общении с ребенком этот шаблон даст еще одно преимущество – после раздумий малыш вряд ли начнет скандал “не хочу, не буду”. Скорее он согласится с вашим предложением или готов будет обсудить какие-то альтернативы.

  7. “Пожалуйста” и “спасибо”. Вежливые слова в дошкольном возрасте – тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.

  8. “Подскажите, пожалуйста…” С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у чужих взрослых. И воспитатели, продавцы, прохожие будут лучше реагировать на такое обращение.

  9. “Чем тебе помочь?” Лучшее в этой фразе не то, что она тешит родительский слух. Здесь опять ребенок через внешний ритуал, привычку, обретает важные внутренние установки.

  10. “Я попробую”. Эти слова лучше всего разучить с ребенком, злоупотребляющим “не хочу” и “не умею”. Только слова, пусть он сам принимает решение, когда действовать. И тут родителям важно быть честными – если ребенок согласился попробовать ложку нового блюда, не нужно настаивать, чтобы он потом съел всю тарелку. *

не понравилосьпонравилось (+49, 17 votes)
Loading ... Loading ...
  • Школа магии для родителей
  • Чтобы дети на празднике не разбегались
  • Квест для дошкольников – 2
  • Плохие слова
  • Детская непосредственность

    11 комментариев к “Полезные речевые шаблоны”

    1. Кузьманя пишет:

      Поделюсь к слову нашими шаблонами: “Я с чужими не разговариваю!” (с вариацией “Я у чужих ничего не беру!”) – детское. “Все будет хорошо!” – мое, в ответ на любые негативные прогнозы посторонних (“Она же у вас простудится/упадет/этак никогда не сможет/…!”). И еще одно применение шаблонов в речи – сейчас углубилась в тему “особого” детства, так вот у родителей детей с теми или иными функциональными ограничениями, как правило, есть свои “шаблонные” ответы на стандартные вопросы “А что с вашим ребенком?”

    2. julug пишет:

      про чужих, мне кажется, должен был не шаблон, а что-то большее. хотя может с этого и нужно начинать. трудная для меня это тема.

      а в остальном да, есть у меня целый набор шаблонов для любопытных прохожих – и про сад, и про зубы сына, и про простудится\испачкается. и сын теперь тоже моими словами отвечает, кажется, что ребенку самому так спокойнее.

    3. лока пишет:

      а мне кажется что шаблоны
      убивают у детей стремление мыслить не стандартно

    4. julug пишет:

      Лока, я тоже так думала. но потом поняла, что такое суждение – тоже шаблон :)
      10 шаблонов никак не могут помешать нестандартности мышления (у самых нестандартных взрослых таких шаблонов в обиходе сотни).

    5. gop пишет:

      мое мнение такого: человеки, т.е. люди – должны быть разнообразные, и не нужно ни каких “шаблонов”, просто нужно сразу ребенку объяснить что “можно” и что “нельзя”.

    6. vepsrfyn пишет:

      хочу добавить от себя кое-что. в психотерапии есть такая область, Эриксоновский Гипноз. ЭГ заключается в том, что внушение даётся без погружения в транс, и ЭГ может использовать любой родитель/педагог в процессе воспитания детей.

      Так вот ЭГ описывает в том числе речевые шаблоны, с помощью которых можно убеждать людей, не вызывая их сопротивления. классический пример – “фрейм кавычек”, когда вы прямой речью говорите человеку фразу, которую “кто-то кому-то когда-то сказал”.

      Например, если ребёнок не хочет есть – расскажите ему сказку, в которй один герой говорит другому: “ты проголодался”. Увлёчённое сказкой сознание ребёнка пропустит это утверждение к глубинным психическим структурам и примет за данность.

    7. Наиля пишет:

      А мне не показались эти фразы шаблонами. Это обычный правильный разговор, потом, когда дети подрастут они смогут развить свой словарный запас.
      А сейчас главное научиться хорошо выговаривать звуки и вежливо общаться.
      Конечно, не забывая при этом активизировать речь ребенка новыми словами и оборотами. :-)

    8. Олли пишет:

      Мне тоже кажется, что это не шаблоны, а нормальное общение. Но и взрослые должны использовать всё это, иначе откуда ребёнку знать, что говорить.

      Про своего:
      По первому пункту: говорит “Нет, спасибо” на все предложения, которые ему не нравятся :) Иногда меняет на “Потом. Попозже!” – так бабушка часто говорит :)

      Пункт 8 – пока только “Послушай меня!” Но так сУрьёзно говорит, что все сразу слушают, что он там скажет.
      Пункт 9 – “Вам помочь?” – даже к маме :)

      Спасибо-пожалуйста говорит к месту и не к месту :)

      Так прикольно всё это слышать от двухлетнего карапузика :)

    9. julug пишет:

      Наиля и Олли – речевые шаблоны это и есть устойчивые фразы нормального общения. В большинстве своем дети усваивают их, копируя речь взрослых. Но бывают упущения, поэтому иногда данным фразам приходится учить.

    10. Татьяна пишет:

      Полностью согласна, что для маленьких деток речевые шаблоны часто в помощь. У нас как раз была ситуация, когда ребенок не играл со сверстниками (ей было 2,5 года). Крутился вокруг, но не знал, что делать, как подойти. Подозвала ее к себе и сказала: “Ты хочешь поиграть с этой девочкой? Подойти к ней и скажи: “Привет! Как тебя зовут? Давай поиграем?” С тех пор так всегда и делает. Мне кажется, даже те, кто против речевых шаблонов, все равно вкладывают в детей шаблоны – разные, и правильные и неправильные, каждый день, просто не задумываются об этом.

    11. Натали пишет:

      Согласна с Татьяной. Мы, действительно, каждый день и час закладываем в детей шаблоны – и речевые и шаблоны поведения. И часто сами не замечаем наших негативных установок детям. А здесь приведены очень правильные и нужные шаблоны (установки, фразы, нормы поведения – назовите, как хотите). И кто, как не мы, родители, должны их вложить в сознание детей?! Вообще, на этом сайте много полезного. Спасибо Вам!

    Оставить комментарий