Сценарий 1. День рождения в первобытном стиле
Сценарий написан для пятилетия моего сына. Присутствовало четверо детей возраста 4 – 6 лет
Автор этой и других фотографий Елена Самохина
Оформление помещения.
- Воздушные шары с тигровыми и леопардовыми рисунками.
- Настенное панно с доисторическим пейзажем (батик)
- Серпантин (в качестве лиан)
- Пещера – детская палатка, завешенная меховым пледом.
- Рисунок мамонта на мольберте.
- Кусок рулонной бумаги на полу, раскрашенный под реку.
Вступительная часть.
- До сбора всех гостей – просмотр книг по теме, знакомство с местностью, игра в “Гремучие джунгли”.
- Превращение в древних людей с помощью костюмов. Костюмы – туники (кусок ткани с отверстием для головы и поясом), разрисованные краской для батика под звериные шкуры, края нарезаны бахромой. • Поиски пропитания. Тематическое угощение (фрукты, орехи, печенье в форме рыбок и грибов) разложено по комнате, нужно его найти и съесть.
Основная часть. Дети выполняют 9 заданий, за каждое из которых получают кусочек карты-пазла. Важно – все ответы на задания сразу разбираются и обсуждаются. Ошибки никак не штрафуются. Но ведущему следует подсказками (наводящими вопросами, картинками из книг) навести детей на правильный ответ или предложить подумать об этом в будущем. В некоторых случаях ведущий может дать правильный ответ сам. Задания:
- Опасные звери. Ведущий называет зверей, если первобытные люди зверя боялись - нужно замереть, если нет - можно продолжать бегать и прыгать. Примеры животных: пещерный медведь, саблезубый тигр, олень, землеройка, динозавр.
- Ловля рыбы. На бумажной реке разложены рыбки из тонкого картона. Детям раздаются остроги - слегка заточенные палочки с налепленными на конце кусочками пластилина (пластилин нужно предварительно разогреть в руке). Цель - выловить всех рыб.
- Древняя еда. Ведущий перечисляет названия разной пищи. Если у древних людей была возможность ее попробовать - дети хлопают в ладоши. Если нет - мотают головой. Примеры еды: орехи, яблоки, улитки, творог, хлеб, мясо.
- Фрукторина. Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки фруктов и угадывают их названия.
- Пропавший фрагмент. Ведущий сообщает детям, что кусок карты унес маленький злобный зверек. Нужно найти его по следам. Следы вырезаны из картона и разложены на полу (желательно их намочить, чтобы лучше держались), в конце цепочки следов - лежит фрагмент карты.
- Плоды доисторического дерева. В “желтки” от киндер-сюрпризов, привязанные на нитках к верхним ступеням шведской стенки, вложены конфеты и наклейки. А в одной из коробочек – кусок карты. Задача детей - забраться на дерево и сорвать все плоды.
- Украшения. Заранее из глины вылеплены и высушены бусины разной формы. Дети должны были нанизать их на замшевый шнурок и сделать себе бусы. Чтобы увлечь заданием мальчиков, можно рассказать об амулетах (“клык” помогает в охоте, круглая бусина - в рыбалке итп.)
- Эстафета. Нужно пройти разные препятствия - перепрыгнуть болото (мат), проползти на животе, чтобы не заметили дикие звери, перейти по бревну реку, залезть на гору.
- Творческое решение. Ведущий вместе с детьми пытается придумать, что древний человек мог использовать вместо посуды (плоские камни, листья, ракушки, скорлупки орехов и т.п.) Дети собрали 9 фрагментов карты и сложили ее. Карта комнаты аллегорическая (вместо спорткомплекса – дерево, вместо дивана - холмы, вместо книжных полок - горы). Но если с детьми еще раз повторить, где они побывали, выполняя задания, им будет проще сориентироваться и найти место, на которое указывает крестик на карте.
Тематические подарки.: глина для лепки, археологические наборы со скелетами саблезубых тигров, уголь для рисования, бумажный конструктор животных.
Дополнительные развлечения
- Коллективная наскальная живопись (углем на ватмане)
- Просмотр мультфильма по сказке Киплинга “Как было написано первое письмо”
- Стрельба из лука по нарисованной мишени.
- Метание бумажных костей (интересный конкурс, поскольку любые фигуры из бумаги летают непредсказуемо)
Что можно почитать с ребенком перед праздником
- Киплинг Р. “Кошка, которая гуляла сама по себе”, “Как было написано первое письмо”, “Как была выдумана азбука” - интересные сказки. По ним так же есть мультфильмы.
- Д’Эрвильи Э. “Приключения доисторического мальчика” - художественное произведение, которое наверняка заинтересует старших дошкольников.
- Р.Подольный “Как человек огонь приручил” / сер. “Почемучкины книжки”. – М: Малыш, 1981 - познавательная книга не только о древних людях, но их жизни и проблемам уделяется много внимания. Как и во всех книгах этой серии очень умный, насыщенный и интересный текст.
- Браниган Кейт “Первобытные люди” - текст в книге средний - много цифр, не хватает системности. Но на каждой странице - идеи и подробные рассказы в картинках как изготовить из доступных материалов древнее жилище, одежду из шкур, огненное сверло, копьеметалку, острогу, глиняный кувшин, древние украшения и т.п.
- Сильвия Дерэм “Первобытный человек” - книга построена в форме вопросов и ответов. Если у читателя сложились представления о жизни первобытных людей, ему будет интересно проверить себя по вопросам и узнать что-то новое. Но ребенок вряд ли заинтересуется первобытными людьми, если вы начнете их изучать с этой книги.
- Николас Харрис “Первобытные люди” - книга интересна формой изложения. На каждом развороте - картинка одной и той же пещеры: до появления людей, жизнь и развитие древних людей, уход из пещеры и строительство поселения, и затем наши дни и археологических раскопки. Текста немного, а вот картинки очень интересно разглядывать и обсуждать.
- Роберт Сабуда, Мэтью Рейнхарт “Энциклопедия древностей: Звери” - наверняка ребенку, увлекающемуся жизнью первобытных людей, захочется узнать, кто был их соседями в древнем мире. Более наглядного пособия, чем это, не найти.
Купить мой сценарий или готовый набор для праздника можно в магазине “Праздник в коробке”.