Новости
Комментарии

Прежде игрушек и всяких забав ребенку нужна возможность обживать, осваивать, преобразовывать свое пространство. Наблюдая за сыном, я выделила самые важные предметы его комнаты. Может быть вы дополните список еще какими-то вещами, артефактами, из которых рождается игра и настоящая жизнь в детской.

  1. Веревка как мебель. Ее можно натянуть и отгородить себе домик. И даже не обязательно набрасывать сверху простыню, и без нее натянутая веревка достраивается воображением до непреодолимой стены. Границы можно выложить и на полу. Уже на четырех праздниках мы удачно плавали на корабле из веревочного кольца. Другое использование веревок – создание паутины – препятствия, места преодоления. Реже – ловушки, контролируемой самим ребенком. Существует и множество иных превращений веревки, о них я уже писала.

  2. Тазик с водой. Вода в детской – это что-то запретное и оттого желанное. Для игр в пиратов вполне хватает и воображаемых морей. Но кроме них есть еще потребность плескаться, переливать, брызгаться. Игры такие обязательны, но возможно бы хватило более безопасных занятий в ванной. Только мой сын все равно старается незаметно притащить в детскую воду для волшебных зелий, запуска лодок, каких-то опытов. Помимо воды есть и другие, не менее важные тактильные занятия – с песком. Но с домашней песочницей способно смириться еще меньшее число родителей. Хотя сделать ее просто, и даже песок не так обязателен, вполне можно обойтись несколькими килограммами манки.

  3. Убежище. И даже не одно убежище, а множество разных. Сейчас у моего сына их шесть – в шкафу, на нижней полке книжного стеллажа, в детской палатке, в подвесном мешке на спорткомплексе, в самодельной картонной лодке и под пледом в нашей комнате. Это места, где ребенок может спрятаться, побыть один. Причем самые ценные – тесные, часто темные и теплые убежища, в котрые нужно протискиваться и где не повернешься. Игровые домики попросторнее пользовались популярностью в те времена, когда мы жили в одной комнате. Сейчас у сына своя комната и она – весь его домик. Но для игры специально создаются и живут некоторое время корабли, звездолеты.

  4. Коврик и подушки. С ними тоже можно играть, превращая и в домик, и в остров, и в корабль. Но есть и другая функция – создавать уютное место, постельку, там, где нужно. А нужно иногда устроиться в родительской спальне, иногда на кухне, рядом с занятой мамой, иногда под лампой, иногда на нагретом солнцечном пятне у окна.

  5. Покрывало. Хорошо когда у ребенка много разных тканей – от полупрозрачных до теплых, “меховых”. Я рассказывала, как с ними можно играть. Кроме этого ткань, навешенная на натянутую веревку или накинутая на стол – это стена, перегородка, убежище. Может она стать любым рельефом, ковром. Или просто скрыть ребенка, превратить в кого-то.

  6. Сокровищница. Выглядеть она может по разному – шкатулка с замочком, стол с ящиками, сундук, мешок или простая картонная коробка. Ребенок додумает внешний вид или как-то сам приуркасит тайник. Главное – неприкосновенность содержащихся внутри ценностей.

  7. Возвышение. Дети, в силу своего роста, осваивают меньше половины объемного пространства. И поэтому им часто хочется забраться повыше, посмотреть на мир по-другому (тем более и мир этот для существ метрового роста не очень-то приспособлен). Да и в играх нужны горы, сторожевые башни, пожарны вышки. Но куда же забраться детям? Хорошо если есть спорткомплекс. Подойдет и кровать-чердак. И хорошо бы не запрещать играть на спинке дивана.

  8. Легкая мебель (столы, стулья, стеллажи, скамеечки, контейнеры, кресла-мешки) из которой легко строить и конструировать, которую ребенок может передвигать по собственному желанию, делая перестановку. Здорово, если сама мебель – многофункциональная, подходящая для игр.

  9. Мобильные источники света. Я убеждена, что каждому ребенку любого возраста нужны 2-3 разных фонарика. Детям постарше пригодится и удобная настольная лампа. И стоит подумать, если ребенок захочет рисовать не за столом, а лежа на полу на животе – как создать подходящее освещение? Поскольку у нас вся жизнь рпоходит на полу, оказалось удобно использовать торшер, который при необходимости можно передвигать.

  10. Пол. Если вы давно не лежали на полу – попробуйте сейчас это сделать и прислушаться к своим ощущениям. Детям же и вовсе необходимо бегать, скользить, ползать, кататься и замирать, раскинув руки и ноги. Да и самого большого стола, самого гиганстского дивана не хватит, чтобы развернуть игру в кубики, солдатики. Поэтому хоть дети и стараются побывать везде, забраться повыше, все равно на полу им наиболее комфортно. Так что хорошо, если этого пола в их распоряжении много и не приходится лавировать между громоздкой мебелью.

не понравилосьпонравилось (+7, 7 votes)
Loading ... Loading ...
  • Дорога в пластилиновую страну
  • “Больше я на вашем метро не поеду!”
  • Кто-то должен быть взрослым
  • Разумные требования
  • Организация детских праздников: вредные советы

    12 комментариев к “Важные элементы детского пространства”

    1. Вика пишет:

      Согласна со всем написанным! Мне тоже кажется, что это так важно давать детям возможность менять пространство вокруг по своему усмотрению (для игр и времяпровождения). Построить домик, спрятаться, устроить в комнате целый город – ребенок развивается в этот момент, он “творит”, вдобавок он понимает, что сам может что-то создавать и менять вокруг. Эх, если бы еще убирали дети в комнате регулярно после этого :)

    2. Кузьманя пишет:

      Интересно: моих, кажется, вообще не тянет в “норки”. Икеевского низкого “чердака” вполне достаточно; никак больше мои девицы не уединяются, да и там, внизу этой кровати нечасто сидят. Они не конструируют, и фонариками никогда не пользуются…
      Мне кажется, что кроме кукол их в комнате мало что привлекает в течение дня…

    3. А для нас еще очень важен мольберт. Правда пока он не появился, использовался любой лист бумаги. Сейчас это и место для рисования, и доска-мемори, и способ помириться с сестрой, либо выплеснуть свои эмоции, нарисовав монстрика. Там мы пишем поговорки и английский слова и самые незапоминающиеся примеры из таблицы умножения.
      Из списка особо хотела бы выделить сокровищницы. Сын сам выбирает их и всегда точно знает, где они лежат ( я знаю о двух), в отличие от некоторых игрушек.

    4. Юля, согласна со всему пунктами. Только собралась про мольберт написать, смотрю, Маша уже меня опередила :)

    5. Мария пишет:

      Юля, спасибо за список! Конкретно у нас ещё два пункта, которые используются каждый день и никогда не надоедают, это:
      - спорткомплекс. он довольно скромный, но есть где залезть, покачаться, повертеться, попрыгать, с ним придумываются разнообразные игры (цирковые представления, белка прячущая запасы в дупло, и т п).Я считаю, что в городских условиях, когда не всегда есть возможность выбежать на улицу и там вытрясти свои эмоции и силы, детям, особенно мужского пола, просто необходимо дома иметь такую возможность.
      - большая машина, на которой ездят отталкиваясь от пола ногами(поскольку у меня мальчишки). это хит нескольких лет. они постоянно катаются, паркуются, разворачиваются, ремонтируют, меняют содежимое багажника,делают и наклеивают номера и значки.

      Луговская Юлия Reply:

      да, спорткомплекс у нас тоже есть. причем лет 5 был скромный, а в прошлом году купили огромный, на всю комнату. но мне кажется это не элемент, а целая игровая-спортивная-развивающая среда.

      а вот машинку мы отдали давным-давно и наверное зря. потому что в гостях, в игровых центрах сын на площадках, где нужно ногами отталкиваться, с удовольствием катается

    6. Хаха, мои играют со всем вышеперечисленным! :)

    7. Людмила пишет:

      Юлия, я использовала идеи с этого поста для своего конспекта в жж о развивающей среде. Вы не против? Ссылку на вас и ваш пост я сделала :))

      Луговская Юлия Reply:

      Людмила, а где Ваш пост?

    8. Людмила пишет:

      В жж. Я над ним сейчас работаю, я вам скину ссылку.

    9. Людмила пишет:

      Юлия, вот ссылка : http://lussi-urs.livejournal.com/2482.html
      Я этот конспект буду дописывать, но авторство сохраню.
      Спасибо вам за ваш блог! Он так стимулирует к размышлениям и задает вектор для творчества. Столько идей мне захотелось привнести в наш сад!!!

      Луговская Юлия Reply:

      спасибо за отзыв

      да, все эти идеи можно еще многократно развивать. причем ребенок растет и все время что-то новое придумывает.

    Оставить комментарий