Новости
Комментарии

Когда сын был младше, он охотно помогал нам в разных домашних делах, с радостью выполнял любые просьбы и никогда не оставался в стороне, если кто-то готовил или занимался уборкой. Иногда мы вздыхали из-за того, что жажда деятельности ребенка была еще не соизмерима с его навыками, но вместе с тем понимали, что сын учится, осваивает новые навыки. И вот он научился, а у нас появилось много вопросов.

  1. Правильно ли превращать каждое освоенное дело в обязанность? Честно ли говорить: “можешь – значит должен”? Не заставит ли это ребенка скрывать свои навыки, не отобьет ли охоту учиться новому?

  2. С какого возраста и в каком объеме вводить общественные (не относящиеся к личной гигиене и самообслуживанию) домашние обязанности? И если посуду проще помыть самой, чем уговорить это сделать ребенка – может быть и не надо уговаривать?

  3. Если свободный ребенок время от времени проявляет инициативу и что-то моет, чистит, готовит, не испортит ли требование работать по графику этой инициативы?

  4. Нужно ли учить ребенка всем видам домашних дел или ограничиться только теми, к которым он проявил интерес?

  5. Может ли вознаграждаться выполнение домашней работы и как?

  6. Как быть, если ребенок отказывается делать что-то конкретное или просто не хочет “заниматься делом”? Как определить границу справедливых требований?

  7. Не приучат ли многократные “возьми сам”, “сделай сам” отвечать такими же словами на любую просьбу о помощи? А если родители ухаживают и всячески проявляют заботу о ребенке – берет ли он с них пример или лишь привыкает к такому обращению?

не понравилосьпонравилось (+3, 3 votes)
Loading ... Loading ...
  • Дорога в пластилиновую страну
  • “Больше я на вашем метро не поеду!”
  • Кто-то должен быть взрослым
  • Разумные требования
  • Организация детских праздников: вредные советы

    6 комментариев к “Вопросы: Детский труд”

    1. Ольга пишет:

      Ну вот я по пункту семь приучила себя “не отказывать в просьбе из воспитательных соображений”. Если мне сложно – не буду делать. Если несложно, то принесу, дам, и сделаю.

      Мне кажется, умение просить о помощи очень важно в жизни. И идёт в паре с умением оказывать помощь.

    2. Людмила пишет:

      Юлия, хорошую тему Вы затронули. Моя старшая дочка, пока была маленькой с удовольствием помогала мне. Но потом дочка пошла в садик, а я на работу и мне было проще все делать самой, чем объяснять и переделывать. В конце концов, в 11 лет все-таки пришлось дочке выделить домашние обязанности, которые она и выполняет.

    3. Юля, спасибо за поднятую тему. Заставила задуматься. В целом вот что я думаю:
      1. Правильно, если это дело касается ребенка. То есть убирать, например убирать и складывать вещи, чистить зубы, завязывать шнурки, для совсем малышей – забираться по лестнице, ходить. Ведь в итоге ребенок все-равно должен привыкнуть делать это самостоятельно. Для меня такие вмешательства, без просьбы со стороны ребенка = гиперопеке. А вот если ребенок просит, то дело другое вполне можно помочь. Правда это можно сделать ловко и не обязательно действием, можно и просто словом или присутствием.
      2. Сыну 3.5 и общественные дела делаем только по желанию или по просьбе мамы\папы. Не уверена, что здесь хватит личного примера, но и каждый день заставлять тоже не хочется.
      4. Мы пока ограничились любимыми делами и не настаиваем на других. Но с возрастом, в семье, мне кажется все равно возникнут ситуации когда ребенку надо будет сделать что-то, что он не любит. Он может это сделать не как “обязанность”, а как “подарок” для мамы, в ответ на ее просьбу. Так же как мама иногда выполняет просьбы ребенка.
      5. Вознаграждать вполне можно, но если ребенок конечно действительно помог. А не просто помыл за собой тарелку или убрал вещи в шкаф. И это не должно быть баш на баш и постоянно, а просто ты мне сделал приятно и я хочу тебя как-то отблагодарить. Думаю наградой вполне может быть совместная настольная игра или прогулка или чтение или что-то особенное на обед.
      6. Мне кажется зависит от ситуации. Иногда нужно настойчиво попросить. Иногда предложить сделать вместе, а иногда вообще сделать все самому.
      7. Думаю, что приучат. У нас такое было. Стараюсь на просьбу о помощи всегда отвечать помощью, но при этом не поощрять хныканье “мама, не получается, помоги”. Золотая середина где-то посередине =))

      А в целом, мне кажется не стоит рано чрезмерно перегружать ребенка работой. Дети ведь по-другому воспринимают время. Если “неприятная” работа длится больше 5 минут, то им может казаться что они “трудятся” вечность, и это никогда не закончится. Лучше делать разные вещи по дому несколько раз в день, чем один раз и долго.

    4. ксюша пишет:

      регулярно, наверное, не надо. лучше время от времени. иногда. мы же воспитываем не “Я ДОЛЖЕН”, а скорее готовность откликнуться, помочь. ну и умения немножко.

      учить надо всему, конечно! и как можно раньше! малыши любят трудиться, и потом это не забывается, как думают многие. просто многие потом именно начинают обязаловку, а не надо. вдруг что-то понравится и человек будет охотно помогать именно в этом.

      насчёт вознаграждений – нет и нет!! ребята очень быстро привыкают к “бонусам”, и начинается нездоровое отношение.

      “пойди и возьми сам” говорю, если ребёнку очевидно проще пойти-взять, чем мне.

    5. Дарья пишет:

      Очень сложные вопросы.

      просто из наблюдений. Дочка, которой я пыталась выделить дом. обязанности бунтует против них со страшной силой.
      а младшие пацаны, которых особо не нагружали, даже на “наезд” типа “почему в комнате такой беспорядок?!” в состоянии спокойно ответить – Хорошо, мама. Мы уберем…

    6. Очень тонкая и часто непонятная тема. Я пока с 9 летним сыном не нащупала точный путь. Однозначно, что наш родительский пример всегда закладывает основы отношения ребенка к труду. По примеру моих выросших племянников можно сказать, что обязанность делать какие-то работы по дому дает очень хорошее воспитание на будущее, когда они начинаю жить в своей собственной семье. При этом, как мне кажется, важно не зацикливаться на чистоте и порядке. Важнее душевный и психологический комфорт. А теперь попробую пробежаться по вашим, Юля, вопросам. В общем :) Мне кажется, любое дело должно выполняться с равными долями удовольствия и обязательности. Ребенок должен понимать, что есть общее пространство, которое требует внимания каждого его хозяина (ребенок такой же хозяин, как и все взрослые). Посему любое дело, и веник, и молоток, и мытье посуды, и закладка белья в стиралку и пр., может выполняться каждым членом семьи. Нужна взаимная поддержка. Если мама или папа сейчас не могут, то ребенок должен помочь, должен обратить свою энергию сюда. Вот тут есть тонкий момент – дети, а особенно мальчишки, частенько не замечают того, что происходит вокруг. Вот здесь и возникает проблема. Здесь родители и получают трудность в вопросе домашнего труда.

    Оставить комментарий