Новости
Комментарии

Чем старше становится ребенок, тем труднее сохранить идеалистические представления о воспитании, обучении и всяких прекрасных занятиях, которые будут встречены с восторгом и немедленно принесут плоды. Моему сыну двенадцать, и я теперь знаю, что ни знания, ни нравственные идеи не засунешь в чужую голову. Но вот во что я верю сейчас.

  1. Малые шаги. Если вас попросят пять часов таскать за кем-то тяжелую сумку – вряд ли вы согласитесь. Но редко кто откажется взять ношу на пару минут, особенно когда просит близкий человек. Так и метод малых шагов практически не встречает у ребенка протеста. Причем с возрастом растет и “груз” (объем работ, время). Важно только, что это не просто маленькое дело, а ежедневное дело, которое становится привычной рутиной. И вот уже ребенок каждый день читает учебник, учит английские слова, убирает кусочек комнаты – просто удивительно, как далеко можно зайти маленькими шагами за несколько месяцев. Кроме сегодняшней пользы видится во всем этом и завтрашняя – ребенок учится делать что-то сам, без контроля и напоминаний, планировать время, брать на себя ответственность.

  2. Личный пример. То, что воспитывать можно только своим примером все читали и многие успели уже разочароваться в этом совете. Почему это не работает так, как хотелось бы? Если вы обычно говорите правду, но в каком-то незначительном случае слукавите – ваша предыдущая честность станет контрастным фоном, на котором выделится маленькая ложь и именно ее ребенок запомнит. Но все-таки личным примером можно “заразить”. Особенно если он сопровождается положительными эмоциями – вашей радостью, воодушевлением. Изобразить все это в воспитательных целях не получится, но ваши искренние реакции на ребенка повлияют.

  3. Увлечения родителей. Если у вас есть множество интересов и хобби, это в любом случае полезно, но не стоит надеяться, что все передастся ребенку само, по воздуху. Нужно еще иметь привычку делиться – своими мыслями, открытиями, проблемами, переживаниями. Делиться с ребенком, с другим родителем (чтобы ребенок слушал).

  4. Увлечения ребенка. Мы много энергии тратим на то, чтобы помешать ребенку заниматься тем, чем хочет и направить в нужную сторону – так и гребем против течения к новым знаниям, выбиваясь из сил. А ведь практически любое увлечение, даже то, что кажется бесполезным, можно продвинуть до конструктивного уровня. Сам ребенок не всегда дойдет до этого, но ваше желание помочь ему стать круче, разобраться, добавить что-то новое, сделать об этом видеоблог будет встречено с огромным энтузиазмом.

  5. Книги. Не раз уже убеждалась, что каждый видит в книгах что-то свое. Так что надеяться, что книга произведет нужный воспитательный эффект не стоит. Но она даст больше – новые мысли, новые впечатления, знания. Важно ведь, чтобы ребенок думал, пусть и о чем-то своем.

  6. Между делом. Просто ищите поводы что-то рассказать или задать каверзный вопрос, вдохновляйтесь окружающим миром или поднимайте голову от новостных сайтов. За одну минуту вы сможете сделать больше, чем за целый урок за партой.

  7. Игры – в нашем случае скорее настольные, но вообще и компьютерные, и любые другие. Во время игры память, мышление, воображение трудятся на полную силу, но драйв и радость процесса позволяют воспринимать это не как тяжелую работу, а как что-то приятное. Возможно, когда нибудь ребенок поймет, что и учеба приятное занятие, но пока нет свободы выбора и кто-то другой заставляет учиться, к этому трудно прийти.

  8. Соревнования. Недавно сделала поразительно открытие. Для учебы сыну приходится писать много тестов и он их выполняет, но так, лишь бы отвязаться. Есть и другие тесты, по содержанию не слишком отличающиеся, которые сын делает с горящими глазами, выкладываясь и часто выдавая знания, которые я в нем и не подозревала. Почему? Потому что во втором случае эти же тесты проходим мы с мужем и сыну хочется обойти наш результат.

  9. Работа. Делать что-то настоящее уже здорово. Зарабатывать настоящие деньги – вообще мечта. Но “настоящие деньги” – это не за хорошие оценки и вымытую посуду. Не начинайте трудовую карьеру ребенка с фикции и показушности. Работа это то, что приносит пользу другим людям – радует, упрощает жизнь, избавляет от проблем. По нашему опыту скажу, что у младшего подростка нет еще мотивации работать много и в поте лица. Но успешный опыт меняет ребенка, наполняет смыслом по крайней мере некоторые ваши просьбы.

  10. Доверие. Маленькие дети обманом стараются изменить настоящее. Они верят, что все может стать именно таким, как они придумали. Подростки лгут по той же причине, хотя знают уже, что подобное поведение не одобрят родители и другие люди. Но им так отчаянно хочется получить свой мир, свободу. Доверять – это не значит полагаться на то, что ребенок никогда вас не обманет. Но позвольте ребенку менять мир, пусть попытается, попробует разные способы и сам убедится, какие из них работают. Доверять – это знать, что из десятка ошибочных шагов, которые ребенок скорее всего сделает, если перестать его контролировать, будет и важный шаг к самостоятельности и отвественности.

не понравилосьпонравилось (+11, 11 votes)
Loading ... Loading ...
  • Дорога в пластилиновую страну
  • “Больше я на вашем метро не поеду!”
  • Кто-то должен быть взрослым
  • Разумные требования
  • Организация детских праздников: вредные советы

    Один комментарий к “Воспитание и обучение 12+”

    1. Алина пишет:

      Спасибо вам!!!

    Оставить комментарий