orangefrog.ru

Законы игры

Одно из самых важных и любимых занятий в нашей семье - настольные игры. Так сложилось, что пишу о них только в ЖЖ. Но этот пост решила разместить здесь, тем более что он хотя и составлялся с мыслью о настольных, относится к любым другим играм по установленным правилам.

Какие-то из перечисленных правил важнее помнить родителям, какие-то чаще нарушаются детьми. Но в семейных играх весь список актуален и желателен к исполнению.

Не играть, если не хочется. Всегда можно предложить другую игру или занятие и это будет лучше, чем через силу, без азарта и удовольствия, занимаясь параллельно еще каким-то делом, участвовать в нелюбимой игре.

Не поддаваться. Есть множество способов уравновесить силы игроков - дать фору по времени или количеству карт, фишек; ввести дополнительные правила усложняющие или упрощающие игру для одного из участников (например, при игре в догонялки правило для взрослого передвигаться только шагом); позволить в начале сделать несколько лишних ходов. Тем более нельзя поддаваться, если ребенок остро реагирует на проигрыш. Обман ничему его не научит, наоборот даст ложное представление о собственных силах и “правильном” поведении других игроков. Вот здесь я предлагала другие способы борьбы с неприятием проигрыша.

Не жульничать. Это правило для всех, но особенно важно напоминать его детям, только обучающимся соблюдать инструкции. Поблажки взрослых и нежелание вступать в споры за точность правил может в будущем оказать медвежью услугу, поскольку ребенок так и не научится играть и не станет приятным игровым партнером.

Не менять правила во время игры. При этом до игры можно договориться о каких-то нововведениях и дополнениях, и вообще к правилам лучше относиться творчески. Но если игра началась - правила должны соблюдаться (во взрослых играх могут быть исключениями, но с начинающими игроками лучше их не допускать).

Поддерживать проигравшего, не глумиться. Понятно, что взрослый не обидится на торжество впервые выигравшего ребенка, а скорее порадуется за него. И все-таки с самого начала лучше учить корректному отношению к другим игрокам.

Не выяснять отношения во время игры. При неразрешимых игровых спорах перечитайте правила, проголосуйте или киньте кубик. И постарайтесь, чтобы во время увлекательного сражения в вас не просыпался родитель и не начинал учить ребенка ровно сидеть и не ковырять в носу. Тем более странно припоминать вдруг что-то, произошедшее в другой, параллельной с игрой, реальности.

Думать о других игроках. “Быть приятным игроком” - понятие очень обширное. Нужно заботиться о тех, кто рядом, и не мешать им делать ходы, о будущих игроках и не мять карточки, не терять фишки. Не тянуть свой ход и не торопить других. Быть вежливым. Но азарт, чувство юмора, способность к неожиданным действиям, умение вести переговоры и творческое отношение к процессу так же важны, и учится им ребенок по примеру взрослых.

Играть на равных, не пользоваться своей властью. В игре ребенок получает невозможную пока в жизни самостоятельность, в том числе и право отвечать на атаку взрослого. И это важный момент игры, радость и надежда младшего и слабого. Не нужно их отравлять, заставлять ребенка ходить по другому или действовать по вашей указке. Так же не старайтесь получить от игры максимальный развивающий эффект. Игра в раннем возрасте ведущая деятельность не потому, что детям хочентся бездельничать, а потому что это один из самых мощных способов обучения. И совсем не обязательно его контролировать и направлять.

Не разрушать игру без необходимости. Взрослые часто не придают игре особое значение, считая что можно ее прерывать и откладывать ради обеда или чистки зубов. И почему-то не причисляют игру к делам, которые нужно доводить до конца. Впрочем и дети иногда отвлекаются и убегают в неизвестном направлении. Так что правило должно проговариваться как общий важный договор.

Вместе собирать реквизит. Тут может быть договоренность, что раскладывает и собирает элементы игры ребенок (как более свободный участник). Хотя не так много времени занимает складывание фишек и карточек и сам процесс хорошо сочетается с обсуждением, обменом впечатлений, которые тоже важная часть игры.