Новости
Комментарии

Чем ребенок становится старше, тем больше появляется у родителей вопросов без ответов. И, на мой взгляд, самый трудный из них – вопрос нравственного воспитания. Как сделать ребенка честным, заботливым, добрым, как повлиять на формирующуюся систему ценностей и что вообще нужно, чтобы вырастить хорошего человека?

Хотелось бы предложить какие-то решения – но это невозможно. Поэтому просто мысли на тему. И буду рада, если благодаря вашим комментариям их станет больше.

  1. Лучшая книга о нравственном воспитании “Педагогика для всех” Симона Соловейчика. Вот здесь я приводила наиболее впечатливший меня отрывок.

  2. Совесть внутри. И если родители становятся для ребенка внешней совестью, силой или постоянным надзором регулирующей его поведение, внутренней совести может и не образоваться. Поэтому важно дать ребенку свободу поступать неправильно, время самостоятельно сделать выводы и возможность быть наказанным угрызениями совести, а не мамой или папой.

  3. Понятно, что с внимательным и честным ребенком жить удобнее. Но если достижение удобства становится главной целью родителей, дети понимают или неосознанно чувствуют подмену важных ценностей чьей-то выгодой.

  4. Очень важно быть искренним. Непоследовательность, несправедливость, излишняя эмоциональность не так страшны, как лицемерие, даже совершающееся во благо и с полезными педагогическими целями.

  5. Невозможно предугадать, как отразится на ребенке наше воспитание. И поскольку результат непредсказуем, неоправданно прикрывать целью использование неблаговидных средств.

  6. У ребенка должны быть примеры, идеалы для подражания. Их можно искать, например, в книгах и документальных жизнеописаниях. Но важно помнить, что на долгие годы самым главным и значимым примером остаются родители.

  7. Родителям нужно разобраться со своими принципами, ценностями. Очень трудно учить ребенка законам, которых сам не соблюдаешь.

  8. Любую информацию, знания желательно предлагать “не разжевывая”. Вопросы стимулируют внутреннюю работу мыслей и души намного сильнее, чем готовые ответы.

  9. Лучше всего передавать личный пример от первого лица, не прикрываясь бессмысленными для детей авторитетами и приличиями.

  10. Никогда не торопитесь с выводами. Плохой поступок может оказаться хорошим, а обвинение напрасным. И незаслуженные обвинения, проявление недоверия, подозрения более разрушительны, чем попустительство.

Посмотрите еще одну мою статью, близкую по теме – Он лжет!

не понравилосьпонравилось (+2, 2 votes)
Loading ... Loading ...
  • 6 лет!
  • Дорога в пластилиновую страну
  • “Больше я на вашем метро не поеду!”
  • Кто-то должен быть взрослым
  • Мудрость поколений или своим умом?

    11 комментариев к “Правильное и неправильное”

    1. natalya пишет:

      Прекрасные советы! Но все мы, родители, живые люди. И ох как трудно постоянно контролировать себя и соответствовать требованиям идеала. Конечно, бывают срывы, тупиковые ситуации. И мы склонны себя в этом как бы оправдывать, изыскиваем причину своего неблаговидного настроения и… прощаем! А вот детишек своих, действительно, склонны винить за любой проступок, причем делаем из этого, порой, целую катастрофу.
      Я использую в наших отношениях со старшей дочерью такой метод, чтобы мне не приходилось давать свою оценку первой, а порой, и вообще избежать собственной оценки происходящего, иначе есть риск, что эта оценка будет необъективной. Если дочь поступила плохо, то предлагаю ей, прежде всего, самой подумать и озвучить для нас с ней ее собственные мысли по поводу случившегося. Первое время она не могла сформулировать, пожимала плечами, мол, не знаю, как оценить, плохо поступила, но почему и что именно – в общем, ей не хватало опыта, чтобы углубиться в детали. Я оставляла ее наедине с собой, чтобы она подумала, за это время я тоже остывала, гнев мой затихал. И со временем дочь стала находить нужные слова и понимать, что на самом деле произошло, что она сделала не так. Думаю, что это помогает ей не только учиться анализировать, но и учит ответственности за собственные поступки. Ведь как легко сделать плохо, этому поступку дает оценку взрослый, он же отругает и накажет, а в душе у ребенка почти ничего не откладывается, вся ответственность остается за взрослым.

      Луговская Юлия Reply:

      Наталья, хороший способ. Но что делать, если родители считают, что ребенок поступил плохо, а ребенок своей вины не видит или не считает свой поступок плохим?

    2. e_katerinakul пишет:

      Очень здорово. Спасибо. Со всем согласна.

    3. Alla пишет:

      Спасибо за рекомендацию, обязательно прочту эту книгу. До сих пор обсуждение таких вопросов (нравственности, честности в отношениях с ребенком) видела только у Корчака.
      Вообще, чем страше становится ребенок, тем тяжелее мириться с собственной неидеальностью.
      Спасибо, Юля, что поднимаете такие вопросы.

      Луговская Юлия Reply:

      Я Корчака очень люблю, но перечитывать боюсь. Боюсь почувствовать себя совсем плохой мамой.

    4. natalya пишет:

      Юля, сложный вопрос, конечно же! Если родители считают, что ребенок поступил плохо, а тот не соглашается с этим… В моей практике воспитания дочери практически не было такого, чтобы дочь не соглашалась с обвинением, обычно оно было по делу и обоснованным. А вот если уж и бывали случаи, когда она не признавала вину, то меня это сразу настораживало – возможно, как раз я не права…

    5. Наталья пишет:

      Я считаю, что немаловажным фактором воспитания является неназойливость. Именно так. Учить жизни, заставляя проделывать конкретные вещи, гораздо неэффективнее, чем зная склонности и интересы давать дружеские советы.

      Ну и не надо пытаться вылепить из своего чадо того, кем вы хотели стать, но не стали.

    6. Юлия пишет:

      В принципе воспитание ребенка не полностью зависит от родителей… если учесть то, что он может понабраться всего и достаточно много со стороны, те же самые сверстники в садике, в школе да и просто друзья, то в итоге вы просто со временем не сможете его перевоспитать. Нажимать на ребенка тоже не стоит, можете вообще добиться совершенно обратного эффекта.. Плавно, аккуратно, и все получиться. Дети в конце концов начинают сами понимать это.

    7. В воспитании главное уметь “прочувствовать” своего ребенка, понять, чем мотивировался тот или иной поступок.

    8. Люба пишет:

      Спасибо вам, Юлия! Очень хорошие и глубокие советы. И написали вы их так, что вдохновляют меняться самой, а не бьют по чувству вины. Всегда изучаю вашу рассылку, как что-то драгоценное :)

      Луговская Юлия Reply:

      Люба, большое спасибо за отзыв

    Оставить комментарий